5-7-10 личностных компетенций руководителя
Содержание:
- Условия реализации
- Важный момент
- Как проводится формирование социально-личностных компетенций
- Компетенция — стратегическое планирование
- Компетенции (виды в педагогике)
- Профессиональные компетенции в разных сферах
- Что еще?
- Что такое компетенции (корпоративные компетенции/менеджерские компетенции)
- Определение компетенции
- Личные компетенции руководителя: связь с потенциалом
- Справочная информация
- Понятие профессиональной компетенции
- Бизнес и финансы
- Особенности дополнительного образования
- Заключение
Условия реализации
Для эффективного применения компетенций они должны обладать рядом обязательных признаков. В частности, они должны быть:
- Исчерпывающими. Перечнем компетенций должны охватываться все элементы деятельности.
- Дискретными. Конкретная компетенция должна соответствовать определенной деятельности, четко обособленной от других. В случае, когда навыки перекрываются, возникают сложности при оценке работы или субъектов.
- Сфокусированными. Компетенции должны иметь четкие определения. Нет необходимости стремиться к охвату в одном навыке максимального количества сфер деятельности.
- Доступными. Формулировка каждой компетенции должна быть такой, чтобы ее можно было универсально использовать.
- Конкретными. Компетенции призваны укреплять организационную систему и усиливать цели в долгосрочном периоде. Если они будут абстрактными, то должного эффекта от них не будет.
- Современными. Комплекс компетенций должен постоянно пересматриваться и корректироваться, в соответствии с действительностью. В них должны учитываться как текущие, так и предстоящие потребности субъекта, общества, предприятия, государства.
Важный момент
Виды компетенций учителя, по мнению ряда исследователей, должны включать в себя два базовых элемента. Первым выступает социально-психологический аспект. Он предполагает стремление и готовность сосуществовать в гармонии с другими и собой. Второй элемент – профессиональный. Он предусматривает готовность и стремление работать в конкретной сфере деятельности. Каждый из указанных компонентов, в свою очередь, можно разделить на определенные виды компетенций. В педагогическом процессе присутствуют базовые и специальные элементы. Первые относятся к выпускникам всех вузов. Вторые являются важными для конкретной специальности.
Как проводится формирование социально-личностных компетенций
Формирование и развитие социально-личностных компетенций неразрывно связано с развитием базовых и профессиональных
В психологии особое внимание уделяют воспитанию и развитию при формировании психики человека. Не отрицают и роль наследственности в развитии тех или иных качеств
Обучение направлено на стимулирование развития личности. При получении профессионального образования происходит становление самосознания, ускоренное развитие личности. Развиваются нравственные и эстетические чувства, стабилизируется характер. Именно в этот период закладываются социальные функции: гражданские, профессиональные и трудовые.
Процесс формирования социально-личностных компетенций занимает достаточно много времени и включает следующие виды компетенций:
личностную или персональную, которая выражается в сохранении психического и физического здоровья, самопознании, саморазвитии, стремлении
;
коммуникативную, помогающую овладеть навыками устного, письменного общения, обеспечивающую готовность к сотрудничеству, владению приемами межличностного и профессионального общения;
информационную, включающую владение мультимедийными технологиями, понимание возможностей их применения, выработку критического отношения ко всем видам информации.
В структуру личностных компетенций входят такие качества, как:
- организованность;
- обучаемость;
- ответственность;
- самоконтроль;
- реализация личностного потенциала;
- чувство долга;
- самопланирование;
- потребность в реализации внутреннего потенциала;
- терпимость;
- толерантность;
- гуманность и т.д.
Личностные компетенции – которыми обладает конкретный человек. Их развитие больше зависит от имеющегося, заложенного природой потенциала, а формирование происходит независимо от того, чем человек занимается. При любом виде деятельности личные компетенции можно применять, а также успешно развивать.
В свою очередь, личностные компетенции руководителя – это компетенции, присущие человеку, занимающему руководящую должность. Однако и в этом случае речь идет о базовых компетенциях, заложенных в человека природой. Для эффективного руководства необходимо заниматься их развитием.
Компетенция — стратегическое планирование
Почему руководителю важно обладать способностью строить долгосрочные планы, и просчитывать ситуацию на несколько шагов вперёд?
Почему Сталин обыграл Гитлера во время ВОВ?
Да потому что Гитлер мыслил в пределах короткой перспективы, то есть в понятиях блицкрига. У него был план максимум на полгода. И если что-то пошло не так, у него не было подготовленного запасного варианта действий.
А Сталин уже 22 июня отдал приказ о формировании новых дивизий за Уралом, которые зимой и пошли в наступление под Москвой
А у солдат Гитлера, даже зимней одежды не оказалось, вот насколько важно умение мыслить стратегически, на длительный срок
А теперь подумайте, например, когда вы идёте на уступки подчинённому, вы думаете о будущем? О развитии вашей карьеры? Если вы здесь и сейчас отступили, как это скажется на вашем авторитете? Будут ли другие подчинённые тоже требовать уступок?
На самом деле вы идёте в тупик, вы только получите ещё больший стресс в будущем. А что будет через год, через пять лет, через десять, где вы будете с таким подходом. Правильно в заднице, если вы уже не в ней. Как выбраться из неё, читайте в следующих главах.
Компетенции (виды в педагогике)
Для будущих специалистов разработана система, состоящая из 4-х блоков. В каждом из них определены виды профессиональных компетенций педагога:
- Общая социально-психологическая.
- Специальная профессиональная.
- Специальная социально-психологическая.
- Общая профессиональная.
Последняя определяется, как базовые навыки, знания, способности, умения и готовность к их актуализации в рамках группы специальностей. В этот блок могут включаться такие виды компетенций учащихся, как:
- Административно-управленческая.
- Научно-исследовательская.
- Производственная.
- Проектно-конструктивная.
- Педагогическая.
Специальная категория предполагает уровень и тип подготовки выпускника, наличие у него стремления и готовности, необходимых для осуществления конкретной деятельности. Их содержание определяется в соответствии с государственными квалификационными показателями. Общие социально-психологические компетенции представляют собой стремление и готовность к эффективному взаимодействию с окружающими, способность понимать других и себя на фоне постоянно изменяющихся психических состояний, условий среды, межличностных отношений. В соответствии с этим, выделяют базовые категории, составляющие данный блок. В него входят такие виды компетенций, как:
- Социальные (способность работать в группе/коллективе, ответственность, толерантность).
- Персональные (стремление и готовность самостоятельно развиваться, обучаться, совершенствоваться и пр.).
- Информационные (владение существующими технологиями, способность их использовать, знание иностранного языка и пр.).
- Экологические (знание закономерностей развития природы и общества и пр.).
- Валеологические (стремление и готовность следить за своим здоровьем).
Специальные социально-психологические компетенции предполагают наличие умений мобилизовать важные, с профессиональной точки зрения, качества, которыми обеспечивается продуктивность непосредственной работы.
Профессиональные компетенции в разных сферах
Необходимые личностные и интеллектуальные компетенции профессионала в каждой сфере отличаются. Для наглядности давайте сравним знания, умения и навыки, необходимые для работы квалифицированному юристу, инженеру и шеф-повару.
Профессиональные компетенции юриста
Основными индикаторами квалифицированного юриста являются такие профессиональные компетенции, как:
- знание базовых законов, их грамотное толкование и применение на практике;
- умение квалифицировать события и факты с точки зрения права;
- навыки составления юридических документов, предоставление консультаций и оформление правовых заключений;
- умение принимать правовые решения и действовать в рамках закона;
- навыки установления фактов правонарушений и принятия мер по восстановлению нарушенных прав;
- систематическое повышение профессиональной квалификации;
- глубокое изучение законодательства и практики его применения.
Профессиональные компетенции инженера
Инженер должен обладать широким спектром технических знаний и рядом личностных качеств. Его профессиональные компетенции включают:
- понимание технологии и принципов организации производства;
- владение аналитическими навыками, использование математических и экономических расчётов;
- ведение деловой и инженерной документации;
- подбор квалифицированных подрядчиков и эффективное взаимодействие с ними;
- знание нормативной документации и ГОСТ;
- продвинутые навыки работы с компьютером и специальным софтом;
- ответственность и умение быстро принимать решения в сложных ситуациях;
- высокие коммуникативные навыки с подчиненными и начальством.
Профессиональные компетенции шеф-повара
Шеф-повар как человек, который отвечает за работу заведения, должен владеть большим списком профессиональных компетенций, которые сжато представлены ниже:
- понимание основ товароведения и техник приготовления блюд национальных кухонь;
- умение грамотно зонировать ресторан в соответствии с санитарными нормами и принципами эргономики;
- ведение финансов, разработка бюджетов и оценка эффективности работы кухни и заведения в целом;
- владение методами отбора персонала, формирование эффективного штата и налаживание коммуникаций с подчиненными;
- знание юридической стороны ресторанного бизнеса, понимание норм и правил ведения внутренней документации.
Корпоративные компетенции
Особенностью корпоративных компетенций является то, что они универсальны для всех сотрудников компании – от рядового специалиста до топ-менеджера. Корпоративные компетенции определяются ценностями компании и её внутренней корпоративной культурой. Поэтому в эту категорию входят умения и личностные качества, которыми должен обладать каждый сотрудник компании.
Разработка корпоративных моделей и компетенций лежит на руководстве. Каждая компания по-своему называет специальные компетенции, применяемые для оценки сотрудников. Примеры корпоративных компетенций выглядят так:
- лидерство;
- навыки командной работы;
- лояльность к компании;
- ориентация на клиента;
- ориентация на результат.
Корпоративные компетенции выбираются руководством компании в соответствии со спецификой деятельности и сводятся, как правило, к определенным моделям мышления, поведения и этики сотрудников. Если компания делает упор на высоком уровне сервиса – ценностные компетенции будут формироваться вокруг клиентоориентированного подхода. Если корпорация ценит сплоченность коллектива и раскрытие индивидуального творческого потенциала – в корпоративных компетенциях будут доминировать коммуникативные и организаторские навыки.
Что еще?
В перечень общих и профессиональных компетенций бухгалтера включено владение методиками учета трат на товары, практическое применение законов, посвященных обращению денег. Бухгалтер должен уметь применять методику калькулирования себестоимости. Его задача – вести внутреннюю организованную и распорядительную документацию, знать и применять нормы и правила стоимостного измерения учитываемых объектов.
Еще одна компетенция включает умение обобщить итоги хозжизни. В списке компетенций упоминают экономические основы, технологическую базу, особенности организации производственного и управленческого процессов применительно к конкретному предприятию. В рамках такой компетенции умениями бухгалтера считаются способности составлять справки, ответы по разнообразным запросам. Работник должен сопоставлять учетную информацию и информацию по счетам, проводить по итогам сопоставления учет, формировать анализ. Среди навыков – использование ПК и специализированных программ для ведения учетных операций.
Что такое компетенции (корпоративные компетенции/менеджерские компетенции)
Давайте обратимся к классическому подходу, к понятию «компетенции», которому уже более 20 лет. Компетенции четко связаны с успешностью сотрудника при выполнении задач. Компетенции — это поведение, которое необходимо демонстрировать, чтобы быть эффективным на занимаемой позиции. Или, другими словами, компетенции – это то поведение, которое помогает сотруднику быстро достигать успеха и желаемого результата.
Сотрудники, обладающие развитыми компетенциями (которые необходимы при работе на данном функционале) быстрее и качественнее выполняют работу. То есть компетенции описывают, как сотрудник должен работать в рамках организации.
Компетенции всегда связывают с эффективным поведением. Однако проявление компетенций зависит от следующего:
- Какие способности есть у сотрудника. Это, например способности: логические, пространственные, вербальные, числовые. Они позволяют одному сотруднику быстрее осваивать знания, чем другим. При этом нужно четко понимать какие нужны способности на той или иной должности
- Внутренняя мотивация. Сотрудник должен хотеть совершать действия. В зависимости от мотивации сотрудник может по-разному проявлять компетенции
- Личностные особенности могут также отражаться на проявлении компетенций. Это может быть и темперамент, тип личности и т. д.
- Знания и навыки, которые требуются для проявления компетенции. Сотрудник может просто чего-то не знать и при выполнении работы не проявлять нужных компетенций
Наибольшую сложность при формировании моделей компетенций, у нас вызывали именно знания и навыки. После того как появился подход к формированию профессиональных компетенций – знания мы относим к профессиональным компетенциям. А вот как сотрудник управляет своими знаниями и как их применяет на практике – мы относим к корпоративным (менеджерским) компетенциям.
Человеческие качества — это одномерные характеристики, которые лежат в основе компетенций. Они «существуют» и могут быть измерены независимо от работы
Важно, что компетенции определяются в связи с их значимостью для выполнения работы. И именно это важно для организации: поставленные цели достигались, сотрудник использовал компетенции и был эффективен
Чаще компетенции универсальны. Они могут применяться к людям разного возраста, образования и т. д.
Когда мы создаем компетенции важно выделить эталонное успешное поведение, которое зашивается в модель компетенций. Компетенции в модели описываются четким, понятным и ясным языком, сохраняя специфику организации и сокращая научную терминологию
Компетенции состоят из названия компетенции и индикаторов. Это как раз и есть психологический конструкт, который составляет основу компетенции. Раньше, в модели компетенций использовались как положительные, так и отрицательные поведенческие индикаторы. В настоящее время чаще используют только положительные индикаторы.
Определение компетенции
Профессиональная компетенция — это навыки, умения сотрудника решать вопросы и задачи в доверенной ему предметной области.
Разделим его на три условные группы:
- Корпоративная. Общие знания необходимые всем сотрудникам организации.
- Менеджерская. Знания и навыки, необходимые группе людей, занимающих руководящие должности.
- Узкопрофильная. Набор качеств, необходимые конкретному сотруднику (группе сотрудников) для решения целевой задачи. Примеры: копирайтер, менеджер по продажам, верстальщик и так далее.
Перечень профессиональных компетенций
Независимо от должности и заработной платы, человек должен обладать тремя базовыми навыками:
- учебно-познавательный. Сотрудник обязан обучаться новому, совершенствовать теоретические и практические навыки. Читать профильную литературу, посещать обучающие мероприятия. Обычно, компания обеспечивает для развития персонала соответствующую базу, или обращается за помощью в центр профессиональной компетенции;
- информационный. Работник обязан уметь находить, анализировать, обрабатывать необходимую для работы информацию;
- коммуникативный. Сотруднику необходимо уметь общаться с коллективом и клиентами. Работать в команде для получения высоких результатов.
Модель профессиональных компетенций
Модели профессиональной компетенции — это знания, умения и навыки, необходимые для выполнения той или иной работы. Делятся на пять групп:
- личностные;
- социальные;
- организационные;
- административные;
- технические.
Разрабатывая модель профессиональных компетенций для бизнеса, необходимо понимать, что она должна быть:
- структурированной;
- простой и понятной;
- адаптированной под требования конкретной компании, для которой разрабатывается.
Можно создать единую модель для всех сотрудников с поправками для руководящих должностей. Ведь они включают в себя выполнение административных и управленческих задач в большей степени, а функциональных в меньшей.
Благодаря наличию такого документа, закрывать вакансии в компании будет гораздо проще, так как рабочие места займут люди, удовлетворяющие заранее прописанные и продуманные требования и способные повысить эффективность рабочего процесса.
Задачу по разработке профессиональных требований лучше сразу делегировать внутреннему HR-специалисту. А в закрытии руководящих должностей принимать непосредственное участие, выбирать лучших из лучших и создать команду мечты для развития и масштабирования бизнеса.
Но если вы хотите контролировать процесс от начала и до конца, вам нужно разобраться, как создается та или иная модель. В ее разработку включены следующие этапы:
- Планирование проекта. В этом пункте вы проставляете четкие цели и обрисовываете будущие (желаемые) результаты. Этот этап можно назвать «Примеркой» подходящих знаний, навыков и умений. Для каждой должности разрабатывается своя модель.
- Формирование проектной группы. Чтобы избежать попадания под стереотипы и клише, значение каждого пункта в шкале умений необходимо обосновать.
- Аналитика. На этом этапе проводится сбор информации и анализ результата работы каждого из сотрудников.
- Проработка уровней модели. Выявляется основная компетенция и количество уровней, в которые она включается.
- Формирование требований по должностям. Тестируется валидность проекта профиля компетенции.
- Анализ тестового запуска и работа над ошибками.
- Запуск исправленного проекта в работу.
Факторы, формирующие модель компетенции
Огромное количество факторов влияет на формирование модели компетенций, но только два из них решающие. Об этом и поговорим.
Соблюдение плана формирования требований и достоверность используемых фактов
Самое важное в процессе — вклад каждого отдельного сотрудника в развитие компании. Если это не будет учтено при формировании списка профессиональных и личностных требований, тогда и смысла нет в запуске этого проекта, так как он станет лишь бюрократической бесполезной формальностью
Ценность и постоянное поощрение знаний и опыта. Компания должна понимать, что если будет только брать, снизится работоспособность персонала, исчезнет мотивация и желание выкладываться на 100%, а это неизбежно приведет к снижению показателей предприятия. Поэтому труд должен не просто оплачиваться, а вознаграждаться дополнительными материальными и нематериальными премиями. Компания должна вкладывать средства в развитие и обучение персонала, чтобы на выходе получать результат, превышающий ожидания.
В любом случае требования к руководителю проекта будут отличаться от требований для персонала, задействованного на производстве. Поэтому и модель компетенций формируется под конкретные обстоятельства.
Личные компетенции руководителя: связь с потенциалом
Перечень компетенций управленца:
- Инновационность, новаторство;
- Разработка решений;
- Умение работать с информацией;
- Достижение целей;
- Саморегулирование и выдержка;
- Инициатива и решительность;
- Общительность и уверенность;
- Отношение к другим;
- Ориентация на развитие;
- Конструктивность к себе.
Инновационность, новаторство, способность принимать решения,
а также уметь работать с информацией
– все эти компетенции относятся к интеллектуальному потенциалу
Для управленца важно постоянно идти вперед, развивать свою компанию, соответственно, он обязан уметь идти по новому пути. Немаловажно принятие решений, так как от поведения директора в данном случае зависит судьба бизнеса
Работа с информацией – это необходимостью. И такое умение придется развивать, если есть желание стать успешным руководителем.
Достижение целей, саморегулирование, выдержка
, а также инициативность и решительность
– личностные компетенции начальника, относящиеся к волевому потенциалу. Руководитель обязан уметь ставить цели и их достигать
Для управленца важно регулировать свое поведение, свою работу, иметь выдержку при решении различных вопросов. Инициативный, решительный руководитель – это ценный ресурс для любой компании
Общительность, уверенность, отношение к другим, умение общаться
– коммуникативный потенциал. Безусловно, только уверенный начальник способен обеспечить эффективность работы компании, принимать решения, которые позволят бизнесу развиваться. Немаловажна общительность, уважение к другим, умение общаться с окружающими, выбирая определенную модель поведения.
Ориентация на развитие, конструктивность по отношению к себе
– личные компетенции руководителя , входящие в потенциал, который определяет направленность. Начальник должен быть нацелен на развитие, разрабатывая соответствующие планы и выполняя их пункт за пунктом
Важно конструктивное отношение к себе. Руководитель, который умеет анализировать свою работу, явно полезен для компании, которая имеет будущее
Справочная информация
ДокументыЗаконыИзвещенияУтверждения документовДоговораЗапросы предложенийТехнические заданияПланы развитияДокументоведениеАналитикаМероприятияКонкурсыИтогиАдминистрации городовПриказыКонтрактыВыполнение работПротоколы рассмотрения заявокАукционыПроектыПротоколыБюджетные организацииМуниципалитетыРайоныОбразованияПрограммыОтчетыпо упоминаниямДокументная базаЦенные бумагиПоложенияФинансовые документыПостановленияРубрикатор по темамФинансыгорода Российской Федерациирегионыпо точным датамРегламентыТерминыНаучная терминологияФинансоваяЭкономическаяВремяДаты2015 год2016 годДокументы в финансовой сферев инвестиционной
Понятие профессиональной компетенции
Под профессиональными компетенциями принято понимать определенную систему навыков сотрудника, специальных знаний, а также опыта в рамках профессиональной деятельности лица. Данные компетенции обуславливают способность субъекта выполнять свои должностные обязанности, а также реализовывать отдельные проекты, которые в дальнейшем смогут повысить уровень профессионализма. При отсутствии рассматриваемых характеристик сотрудник не сможет занимать высокопоставленную должность и расти в рамках своей специальности.
Профессиональные характеристики нередко делят на такие три основные группы:
- Корпоративная группа. Предполагаются общие знания, которые характерны для всего персонала компании;
- Управленческая группа. Подразумеваются навыки управления коллективом. В первую очередь, подобные характеристики необходимы для административных должностей, однако, если субъект претендует на быстрое развитие своей карьеры, ему также необходимо заранее позаботиться о наличии рассматриваемых качеств;
- Узкопрофильная группа компетенций. Данная категория включает в себя набор узких, конкретных умений и знаний, характерных для определенной нераспространенной профессии или задачи. Например, особые умения должны быть у верстальщиков, разработчиков сайтов, копирайтеров, менеджеров по продажам и т.д.
Бизнес и финансы
БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством
Особенности дополнительного образования
Перечень компетенций для педагогов такой сферы предполагает способности определить творческий потенциал ребенка и воплотить его в реальность. Нужно следить за позитивными изменениями каждого из доверенных детей, поддерживать их
Особенное внимание педагог обязан уделять тем, кому свойственно девиантное поведение
Реализация работы в соответствии с обозначенными компетенциями позволяет воспитать у детей качества личности, благодаря которым они будут понимать ценность разных людей и народностей. Дети получат эстетическое воспитание, им будет присуща твердая нравственность. Педагог формирует художественный вкус группы.
Заключение
Компетентность — это личные качества или поведение сотрудника, которые приводят к эффективной и качественной работе. Компетенция — набор обязанностей, которые сотрудник должен выполнять в рамках своей должности. Знание того, какие компетенции требуются организации, может помочь в принятии решений, касающихся найма, вознаграждения, продвижения по службе и личного развития сотрудников.
Понимание компетентности особенно полезно для оценки требований к служебным или управленческим должностям, когда работодатели должны измерять поведение сотрудников или умения работать с ними.