Формы урока: что это и какие они бывают

История развития урочной формы обучения

Определение 1

Урок – это форма организация учебной деятельности посредством объединения в группу детей одного возраста и передачи им знаний, умений и навыков по специальной учебной программе.

Урочная форма организации обучения была внедрена в образовательную практику в период развития классно-урочной формы обучения. Ее развитие прошло длинный исторический путь, но она не утратила своей актуальности и по сей день используется учебными учреждениями.

В развитие урочной формы организации учебного занятия можно выделить следующие этапы:

  1. Теоретическое обоснование существования и функционирования формы организации учебного занятия в виде урока. Оно было сделано в XVII веке Я.А. Коменским. Он рассматривал возможности обучения одним педагогом больших групп детей – по 30-50 человек. Он обосновал теорию проведения уроков и его этапы, а также составил проект функционирования обучения, при котором количество детей может достигать 300 человек, но с выделением из них наиболее успевающих для их группировки и проведения отдельных занятий в небольших группах. Такое обучение нашло развитие в Англии, примерно начале XIX века. Обучение проводилось для широкой аудитории учащихся – около 600-700 человек. При этом, они делились на возрастные группы и старшие проводили занятия для младших, а педагог занимался подготовкой старших групп учащихся и контролем их преподавательской деятельности.
  2. Формулирование теории урока К.Д. Ушинским. Ушинский рассматривал урок, как форму проведения учебного занятия, при которой дети самостоятельно занимаются, а педагог руководит этим процессом. Полноценной реализации на практике данная теория не получила. были предприняты некоторые попытки создания подобных в школ за рубежом.
  3. Система образования СССР. В этот период урочная форма обучения была утверждена, как единственно целесообразная, рациональная и универсальная. Занятия в школах и иных учебных учреждениях проводились в форме уроков, которые предполагали проведение занятий с группой учащихся определенного возраста по регламентированному расписанию. Со времен СССР урок, как форма организации учебного занятия, приобретает ведущее место в структуре обучения. Оно организуется только в этой форме.

Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС

Мотивирование на учебную деятельность. Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.

Актуализация знаний. Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.

Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи

Очень важно все действия проговаривать вслух.

Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства

Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.

Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.

Первичное закрепление. Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Включение в систему знаний и повторение. Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Рефлексия учебной деятельности на уроке. Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.

Проблемное обучение

Данная методика основывается на эвристическом (проблемном) подходе. Учащиеся приобретают навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, в результате чего происходит развитие их творческих и познавательных способностей.

Применение в современной образовательной системе перспективно-опережающего обучения допускается ФГОС второго поколения. Ребята учатся решать проблему разными способами, применяя конкретные знания в зависимости от специфики сложившейся ситуации. Каждый ребенок при таком подходе получает возможность на самостоятельное определение путей решения задач.

Познавательные игры, как практический метод

Познавательные игры являются эффективным средством стимуляции интереса к учению не только у детей, но и у взрослых. Этому способствуют эмоционально окрашенный характер и увлекательность игрового процесса, которые помогают учащимся за сравнительно короткое время усвоить колоссальный объем информации, систематизировать знания и отработать определенные навыки. Однако для того чтобы игра имела познавательную ценность, она должна быть органически связана с изучаемой темой.

В современном процессе образования игровые методы применяют в следующих случаях:

  • как самостоятельную технологию для освоения отдельных тем и целых учебных разделов;
  • в качестве элемента более широкой технологии;
  • в качестве целого занятия или его отдельных частей;
  • во внеклассной работе.

Познавательные игры могут принимать множество форм, но все они имеют общий признак: четко поставленную цель, имеющую познавательно-обучающую направленность, и соответствующий этой цели результат. Игровая обстановка создается с помощью особых приемов и ситуаций, которые побуждают участников к учебно-познавательной активности.

Особенности познавательных игр

Познавательные игры отличаются рядом особенностей:

  1. Игровой контекст. Через воображаемую ситуацию, имитацию реальности, игра побуждает к достижению результатов в сжатые сроки и сжатом пространстве. При этом в игре участник выступает активным преобразователем ситуации, то есть обучается самостоятельно решать проблемы, а не просто выслушивать лекцию учителя. 
  2. Наличие правил. Любая игра проходит по четко установленным правилам, то есть имеет структуру, которой нужно придерживаться, чтобы оставаться в игровом процессе. С другой стороны, в этих рамках участники имеют свободу для некоторой импровизации и вариативности. Таким образом создается некий парадокс — единство заданности и гипотетичности, жесткости и условности. 
  3. Творческая направленность, эвристичность. Результат непредсказуем, что и придает ей такую эмоциональную привлекательность и стимулирует участников к познанию. Кроме того, игра дарит участникам возможность самовыражения — в ее поле человек становится открытым, искренним, естественным. В этом состоит еще и корректирующая функция познавательной игры — помочь участникам утвердить чувство самоценности, осознать свое «Я».

Мотивационные стимулы познавательных игр

Познавательная игра, по сравнению с другими практическими методами обучения, использует больше всего мотивационных стимулов, таких как: 

  • близкий результат;
  • возможность проявить свои умственные и волевые качества;
  • состязательность, достижение победы через демонстрацию лучших знаний и умений, выдержки, сообразительности;
  • совместные эмоциональные переживания участников, которые укрепляют отношения;
  • таинство — неполученный ответ, который стимулирует мозговую активность;
  • равенство участников;
  • возможность примерить разные социальные маски, погрузиться в производственную или иную ситуацию;
  • создание благоприятного эмоционального фона в случае успеха;
  • восприятие неудачи не как личного поражения, а как стимула взять реванш.

Этапы игры

Технология познавательной игры включает несколько последовательных этапов:

  1. Организация. Подразумевает подготовку сценария и плана игры, инструктажа и материалов для проведения. На этом этапе также происходит обозначение проблемы и целей, инструктирование участников, объяснение регламента и правил, раздача игровых ролей, формирование групп.
  2. Проведение. Непосредственная работа групп с источниками, «мозговая атака» и другие действия в зависимости от вида игры. Затем следует межгрупповое обсуждение, дискуссия: группы выступают, аргументируют свое мнение, защищают результаты. В заключение происходит работа экспертов.
  3. Анализ и обобщение. Участники выходят из игры. Наступает черед анализа, рефлексии, оценки себя и других участников, выводов и обобщений, получения рекомендаций.

Ценность познавательных игр еще и в том, что в процессе у участников происходит снятие эмоциональной напряженности, стресса, скованности. Таким образом, игровой процесс имеет не только познавательную, но и терапевтическую функцию. 

Примеры познавательных игр

Игры могут быть:

  • математические;
  • ролевые;
  • лингвистические;
  • викторины;
  • игры-путешествия;
  • имитационно-моделирующие;
  • симуляторы;
  • творческие и направляемые дискуссии;
  • инсценизации;
  • метод генерации идей, который по структуре и характеру напоминает «мозговой штурм». 

Какие бывают методы и формы обучения по ФГОС

Уроки, основанные по требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, предполагают системно-деятельный подход в процессе обучения. Во время урока по ФГОС учителю нужно предпринимать действия, которые были бы направлены не просто на обучение, а на освоение знаний.

Приветствуется активное использование информационных технологий. Во время такого урока учитель будет брать на себя роль не источника знаний, а проводника, направляющего в нужную стезю. Ученикам предоставляется возможность оценить свои результаты и успехи, а также результаты своих одноклассников.

Формы организации учебной деятельности по ФГОС бывают:

фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем

Учитель во время такого урока должен уделять внимание и следить за всеми учениками в классе, поддерживать их активность и увлеченность изучением нового материала. В таком случае, эффект от такого занятия будет лучше, а работоспособность учащихся повысится;
групповая

Учебный процесс, проходящий в групповой форме, направлен на организацию учебной деятельности учеников по разным группам. Руководить ими может как педагог, так и сами ученики. Такие группы можно разделить на несколько видов: группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания; группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания; временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний;
индивидуальная. Данная форма организации учебного процесса направлена на самостоятельное выполнение заданий, одинаковых для всех участников групп. Если учитель дает задание не всем ученикам, а только некоторым из них отдельно от класса, такая форма будет называться индивидуализировано-групповой.

Существует несколько групп методов обучения по ФГОС:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • методы проблемного обучения.

Словесные методы обучения можно назвать одними из самых востребованных в современной дидактике. Используя эти методы, педагог способен быстро давать новый материал, ставить определенные задачи перед учениками и определять способ их решения.

Благодаря активному использованию устной речи на занятиях, учащиеся могут развивать свою память и воображение, подключать свои чувства, улучшать внимательность.

Использование наглядных методов в процессе обучения подразумевает иллюстративность и наглядность описываемого материала. Воспринимать новую информацию наглядно детям намного проще, чем на слух. Это могут быть плакаты, таблицы, красочные картинки и прочее. Также это может демонстрация специальных приборов, опытов и технических установок.

К практическим занятиям относят лабораторные работы, творческие задания. Возможны также групповые занятия, во время которых учащиеся смогли бы практиковаться в разных направлениях, провести несколько разных опытов.

Методы проблемного обучения в основном используют в старших классах. Педагог умышленно создает определенную ситуацию, которую учащиеся должны разрешить путем активного мышления, самостоятельного нахождения новых способов решения. 

Формы обучения по ФГОС

Фронтальная

 

Групповая

Бригадная (группа, которая формируется временно для выполнения одного определенного задания)

Кооперативно-групповая

(группы, формирующиеся из всего класса и направленные на выполнение общего задания)

Дифференцированно-групповая (временные группы, которые формируют из учеников с одинаковым потенциалом и уровнем знаний)

Индивидуальная

 

Методы обучения по ФГОС

Словесные

Рассказ (устное изложение небольших по объему материалов)

Беседа (диалог между педагогом и учениками, «диалогический способ обучения»)

Объяснение (истолкование педагогом новых понятий и явлений)

Дискуссия (обмен мнениями и взглядами относительно заданной темы)

Лекция (преподаватель излагает всю информацию по новой теме, практическая часть отсутствует);

Работа с литературой

Наглядные

 

Практические

Упражнения

Творческие работы (применяется для раскрытия творческого потенциала учащихся)

Лабораторно-практические работы

Методы проблемного обучения

 

Методы проблемного обучения применяют в работах с группами или коллективами.

Классификация методов

В методике приводится следующая классификация методов обучения:

  • Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
  • Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
  • Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

  • Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
  • Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
  • Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
  • Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
  • Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
  • Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.

Выбор метода зависит от многих условий:

  • цели обучения;
  • уровня подготовленности учащихся;
  • возраста учащихся;
  • времени, отведенного на изучение материала;
  • оснащенности школы;
  • теоретической и практической подготовленности учителя.

Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Традиционная классификация уроков: основные типы и виды

В методике существует немало классификаций типов урока, которые учитывают разные аспекты. Но наиболее популярной на практике остается классификация, предложенная Б. Есиповым, который выделял следующие типы уроков по их дидактическим целям:

Урок получения нового знания. На этих уроках происходит знакомство с новой информацией и первичное закрепление.

Виды: лекция, беседа, презентация, экскурсия, исследование, составление проекта.

Урок закрепления знаний и формирования ЗУН предназначен для вторичного закрепления знаний и выработки навыков и умений по практическому применению знаний.

Виды: практикум, дискуссия, лабораторная работа, проект, составление кейса, деловая игра, конкурс, КВН, викторина.

Урок обобщения и систематизации — полученные знания обобщаются в систему, важно показать взаимосвязь нового и старого, указывается место нового знания в общей системе. Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины. 

Виды: семинар, собеседование, исследование, дискуссия, диспут, ролевые и деловые игры, путешествие, конкурсы, викторины. 

Урок контроля ЗУН и коррекции знаний предназначен для определения качества ЗУН по теме, выявление уровня освоенности темы.

Виды: зачеты, письменные работы, экзамен

Комбинированный урок предназначен для выработки умения самостоятельно применять новые знания на практике.

Виды: экскурсия, конференция, семинар, практикум, мастер-класс.

Комбинированные уроки в силу своей специфики особенно распространены в младших классах. Это объясняется возрастными особенностями детей, для которых еще характерна неустойчивость внимания и повышенная эмоциональная и физическая активность.

Например, комбинированный тип уроков часто практикуется при изучении курса математики в начальных классах, когда в рамках 1 урока проводится обучение сразу по нескольким направлениям.

В отдельную категорию принято выделять нестандартные уроки. Это уроки, построенные по непривычной структуре, в необычной форме, с использованием нестандартных методов и приемов. К видам нестандартных уроков относят уроки-«погружения», уроки в форме КВН, театрализованные уроки, консультации, аукционы, уроки творчества, уроки-формулы, уроки-фантазии, бинарные (интегрированные), компьютерные и пр.

Нестандартные уроки, как правило, больше нравятся детям, повышают их мотивацию к обучению. Но при всех плюсах они требуют большего времени на подготовку и не всегда эффективны с точки зрения дидактических целей. Нельзя строить весь учебный процесс исключительно на нестандартных уроках, поэтому методисты рекомендуют практиковать такие уроки всем учителям, но в меру, целесообразно распределяя время.

Нюансы традиционных методик

Традиционные технологии основываются на объяснительном и иллюстративном варианте обучения

В случае применения такой технологии педагог в своей работе уделяет особое внимание передаче готового учебного материала. При подготовке к урокам педагог занимается поиском самых эффективных способов изложения новых знаний, наглядности, которая сопровождает его рассказ

Изложение информации, которая определяется границами учебной программы, в основном предполагает монолог педагога. Именно по этой причине часто в учебном процессе появляются многочисленные проблемы:

незначительные навыки самостоятельной деятельности школьников;
низкая культура общения;
отсутствие развернутого полноценного ответа школьников на рассматриваемый вопрос;
минимальное внимание аудитории, отсутствие желания работать в команде.

Причина кроется вовсе не в нежелании детей работать и учиться, а в специфике самой педагогической технологии. Учитель вынужден рассказывать материал, предусмотренный учебным планом, ребенок учит информацию, получает за ответ оценку. В класс педагог приходит с готовым заданием, его задача в подчинении класса определенному режиму, вовлечении ребят в учебную деятельность. Ни о каком индивидуальном развитии личности в таком случае речи не идет. Для того чтобы всеми воспитанниками был усвоен минимальный объем информации, происходит многократное повторение материала, используется промежуточный, итоговый виды контроля.

Учителя старшего возраста привыкли к такой методике работы, они убеждены в том, что только путем «зубрежки» можно передать подрастающему поколению прочный запас знаний, умений, практических навыков

Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что 73 % педагогического состава убеждены, что важно установить контакт. Дети отмечают необходимость самостоятельной деятельности, в их понимании педагог должен стать помощником и наставником, а не «надзирателем»

Ступени исторического развития методов обучения

Как и сама педагогическая наука и образовательная система, методы обучения являются сложной категорией, прошедшей долгий путь исторического формирования и развития. Постепенная модернизация и совершенствование методов обучения обусловлено историческим и культурным развитием общества. Каждая ступень социального развития определяет особенности методов, которые активно используются в процессе обучении. Это связано с тем, что по мере развития производства и появления новых средств и орудий труда происходят изменения в понимании и значении научного педагогического знания, меняются цели и задачи образования, углубляется его содержание, что в итоге приводит к изменению средств и ресурсов, используемых в образовательной сфере, а затем и методов обучения.

Можно выделить следующие ступени в развитии методов обучения:

  1. Преобладание репродуктивного метода обучения, происходящего стихийным образом. Это период раннего общественного развития. Обучение в этот период строилось на основе копирования детьми поведения взрослых, их действий и поступков. Повторяя те действия, которые взрослые выполняли в быту, дети обучались различным навыкам, связанным с добыванием пищи, разжиганием огня, сооружения хижин, шитья одежды, изготовления домашней утвари и т. д.
  2. Развитие словесных методов обучения. Они появляются в период перехода образования на новый уровень – открытие школ. Обучение в этот период осуществлялось на основе словесной передачи информации педагога детям. Постепенно слово приобретает значение основного информационного источника. С помощью него происходило взаимодействие между педагогом и учащимися. Этот метод обучения развивался и получил более расширенное применение. Знания оформлялись посредством письменного текста в книгах, летописях и передавались последующим поколениям.
  3. Развитие догматических методов обучения. Они возникают в период средневековья, когда религиозные верования занимали приоритетное место в образовательной сфере. В основу обучения по догматической методике были положены библейские писания. Впоследствии этот метод развился и представлял собой обучение на основе постановки вопросов и предоставленяи готовых ответов на них.
  4. Наглядные методы обучения. Они завоевали популярность в период великих географических открытий, когда словесные методы становятся малоэффективными. Требовалось развивать практические навыки, умения применять теорию в реальной жизни, ввиду чего возникли такие методы, как эксперимент, наблюдение, упражнение.
  5. Эвристические методы обучения. Эти методы относились к разновидности словесных, но были ориентированы на учет индивидуальной специфики качеств учащихся, их стремлений и потребностей, развитие навыков самостоятельности и саморазвития.
  6. Практические методы обучения. Они появляются в период развития концепции деятельностного обучения. Предполагалось, что ознакомление с теорией не приносит должного познавательного эффекта без ее практической реализации. Трудовой деятельности, самостоятельному выполнению упражнений отводилась приоритетная роль.
  7. Исследовательские методы обучения. Развивались на базе практических методов. Развитие навыков самостоятельности позволяло начать применять собственный опыт для решения проблем, поиска путей достижения, поставленных целей и задач образования.
  8. Методы проблемного обучения. Эти методы базируются на постановке проблемы и ее самостоятельном разрешении учащимися.
  9. Методы развивающего обучения. Они связаны с развитием личностно-ориентированного подхода в образовании. В этот период, личность ребенка и ее развитие ставятся на приоритетное место в учебно-воспитательном процессе. Он организуется с учетом индивидуальной специфики развития личности и направлен на формирование и развитие основных свойств личности, необходимых для ее продуктивной и оптимальной жизнедеятельности.

Методы контроля

Методами контроля называют способы, помогающие выявить степень усвоения знаний и овладения требуемыми компетенциями. Также методы контроля позволяют оценить результативность работы учителя. В школе используются такие методы как устный опрос, письменные работы, зачёты, тесты.

Устный опрос является одним из наиболее распространённых методов проверки. Он может быть проведён как в индивидуальной, так и во фронтальной, и в комбинированных формах. Рассмотрим их отличия.

  • Индивидуальный опрос проводится с целью определить глубину усвоения знаний отдельным, конкретным учеником. Обычно он вызывается к доске и развёрнуто отвечает либо на общий вопрос с последующими уточнениями, либо на ряд отдельных.
  • Фронтальный опрос предполагает несколько связанных друг с другом вопросов, задаваемых нескольким обучающимся. Ответы должны быть лаконичными. Достоинством этого метода является возможность одновременно опросить несколько учащихся и очевидная экономия времени. Но есть и существенный недостаток – невозможность проверки глубины знаний. К тому же, ответы могут быть случайными.
  • Комбинированный опрос будет «золотой серединой» при выборе между индивидуальным и фронтальным. Один ученик даёт развернутый ответ, а несколько других выполняют индивидуальные задания.

Письменные работы могут быть предложены в разных формах, в зависимости от предмета: диктанты, сочинения, отчёты, тесты, контрольные работы, графические работы. Диктанты могут применяться не только на уроках русского языка; они могут быть историческими, географическими, математическими и другими. Также сейчас выпускают различные печатные тетради практически по каждому предмету.

Зачеты рекомендуется применят в старших классах. Желательно заранее раздать учащимся вопросы.

В связи с введением ЕГЭ и ОГЭ, в последнее время очень популярен тестовый метод. Он позволяет достаточно быстро проверить знания по одной или нескольких тем. Этот метод не следует применять постоянно, так как он не может проверить творческие возможности, учащиеся могут отвечать наугад; тестовый метод не даёт возможности обучающемуся глубокого анализа темы.

Похожие термины:

особый тип урока, на котором изучается-взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов (напр., математики и информатики); такие уроки целесообразно проводить в тех случаях, когда знание мат

разновидность интегративного урока, объединяющего содержание двух учебных дисциплин .

урок, который имеет нечто новое, оригинальное, творчески привнесенное учителем изменение в цели, содержание, методы, средства и даже в саму форму организации занятий

Например: уроки – деловые игр

занятие в учебных мастерских, на котором формируются первоначальные профессиональные навыки, происходит усвоение знаний них комплексное применение в процессе практической деятельности учащихс

урок, проводимый опытным преподавателем в присутствии других преподавателей с целью показа своих методов работы; важное средство обмена опытом и повышения квалификации. По окончании урока он обс

это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру

урок, к-рый характеризуется порядком, проверенной регламентацией, дисциплиной, исполнительностью учеников, подчиняющихся учителю; точными очертаниями учебного материала, сложившимися традициям

особый тип урочной формы проведения учебного процесса. На Б.у. изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов, например: математики и информатики; физики и химии; спецтехнологии

Урок по иностранному языку, который строится на параллельном изучении языка и другой дисциплины (истории, литературы, экономики).

предполагает: использование субъектного опыта ребенка; предоставление ему свободы выбора при выполнении заданий, решении задач; стимулирование к самостоятельному выбору и использованию наиболе

«Рассказывать учителю заданный урок» (Словарь, 1959–8, 1275). Отвечать урок у доски — «“…Завтра вот вызовусь к доске отвечать, будет тогда у меня знать”» (Цюрупа, 1964, 123).

тип урока, на котором основное время отводится повторению и упрочению знаний по пройденной большой теме или разделу.

Тип урока по характеру учебной деятельности; на Р. у. деятельность учащихся направлена на выражение или восприятие содержания речи применительно к ситуации общения в развернутом контексте (монол

делать невозможным проведение урока, препятствовать его проведению. О середине 1960-х гг.: «“…В прежней школе, где я училась, у нас был очень дружный класс. Мы там, знаете, захотим урок сорвать – и сор

Тип урока по характеру учебной деятельности; на Т. у. деятельность учащихся направлена на формирование навыков оперирования языковыми средствами в узком контексте (таком как отдельное предложени

особая форма урока, в рамках которой осуществляется формирование и развитие у учащихся знаний, умений и навыков самообеспечения учебной деятельности, формирование у школьников устойчивой потреб

форма организации деятельности, основанная на знакомстве учащихся с принятыми в данном обществе регламентированными правилами поведения. У.э. — это занятие, где идет передача этически значимых з

воспитательное мероприятие. О 1985 годе: «В Кудиновской школе Калужской области шел необычный урок – Урок Хлеба. Впрочем, шёл он не только в этой школе и не только в этой области. Правление Роспотреб

это такая организация учебной деятельности на уроке, во время которой обучение осуществляется в процессе включения учащихся в учебную игру (игровое моделирование явлений, «проживание» ситуации

форма организации процесса обучения, в ходе которой осуществляется опрос учащихся, сообщение новых знаний, формирование умений, закрепление навыков и объяснение задания на дом.

Современные методы обучения

Инновационные варианты обучения возникли из-за потребности не только передавать ученикам информацию, но и развивать в них сформированное творческое мышление, интерес, познавательную активность и самостоятельность.

Как и традиционные способы обучения, современные можно разделить на подгруппы:

  • по характеру учебно-познавательной деятельности (имитационные и не имитационные);
  • по численности участвующих (индивидуальные, коллективные, групповые);
  • по месту проведения (аудиторные, внеаудиторные);
  • по принципу пользования ПК (с полным или частичным пользованием, без пользования);
  • по типу деятельности при решении задач.

Основное требование от современных методов — интерактивность. Именно часть взаимодействия между преподавателем и учеником и внутри групп обучающихся обеспечивает сохранение интереса к образовательному процессу.

Виды интерактивных современных технологий:

  • командная работа;
  • проектная работа, которая включает в себя отбор, анализ и систематизацию информации;
  • case study (анализ конкретных ситуаций);
  • ролевые и деловые игры (имитация реальной профессиональной деятельности);
  • модульное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • индивидуальное обучение (составление плана обучения с учетом интереса самого ученика);
  • опережающая самостоятельная работа;
  • междисциплинарное обучение (группировка знаний из отдельных областей);
  • обучение на основе опыта ученика;
  • ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).

Современные способы обучения направлены не только на обучающую функции, но и на коммуникативную, релаксационную, психотехническую и другие, на которые не делается упор в классических методах.

Нюансы построения уроков по ФГОС в начальной и средней школе Типы уроков по ФГОС в начальной школе

Структура ФГОС вводит новое понятие — «учебная ситуация». То есть учитель должен теперь не преподносить готовое знание, а строить на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание.

Создание учебной ситуации строится с учетом возрастных и психологических особенностей учеников, степени сформированности их УУД, специфики учебного заведения.

Так, если в старших классах можно оперировать уже накопленными знаниями, то в начальной школе учебные ситуации строятся на основе наблюдений, житейского опыта, эмоционального восприятия.

Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает не только новую типологию уроков, но и новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка. 

Об авторе: Шутова Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы, стаж работы более 20 лет. 

Есть мнение? Оставьте свой комментарий:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector