6 эффективных приёмов делового общения
Содержание:
- Вербальное и невербальное общение
- Виды общения
- 10 правил эффективной коммуникации. 5 простых правил эффективной коммуникации
- Четыре основные области коммуникативных навыков
- Вербальные средства общения
- Общение в Интернет- пространстве
- Упражнения для отработки навыков общения
- Основные техники
- Активно слушать – это как?
Вербальное и невербальное общение
Эффективная коммуникация предполагает как вербальное, так и невербальное общение. Язык вашего тела демонстрирует ваши намерения не хуже слов. Невербальные знаки порой говорят более искренне, чем сами слова
Выражение лица, движения рук, зрительный контакт, осанка, интонация – на все эти вещи люди обращают внимание, когда вы говорите. Точно так же и вам следует уделять этому внимание, когда вы следите за речью собеседника
Многим людям трудно начать разговор, а некоторые не знают, как поддержать его после начала. Социофобия – это вполне обычное явление. Уверенное общение дается нелегко, но вы должны научиться отстаивать свою позицию перед собеседниками. Если то, что вы говорите, не доходит до людей и не «цепляет» их, то это вряд ли приведет вас к успеху.
Виды общения
Виды общения как тема привлекли внимание психологов, социологов, историков. Антуан де Сент-Экзюпери говорил, что самая большая роскошь — это роскошь человеческого общения
Современные психологи, начиная со Второй мировой войны, проявляют значительный интерес к способам коммуникации. Так, например, бихевиористы были склонны рассматривать коммуникацию с точки зрения отношений стимул-реакция. К середине 1950-ых годов интересы психологов во многом был сосредоточен на аспектах различных типов сообщений. Психологи пытались выяснить, можно ли выявить что-то общее в общении у людей в целом.
В зависимости от средств, используемых для передачи информации от одного человека к другому, можно выделить вербальные и невербальные средства взаимодействия.
Вербальная коммуникация характеризуется прежде всего тем, что содержание сообщения передается непосредственно через произносимые голосом слова, то есть люди слышат слова и формулируют соответствующие фразы в зависимости от того, что они сами воспринимают на слух.
Отличительной особенностью невербального общения является использование вспомогательных факторов, таких как: жесты, мимика, прикосновения к собеседнику во время разговора. Иногда ими можно сказать больше, чем словами. Зачастую человек воспринимает во время разговора не столько слова, сколько тон, которым они были произнесены. Все виды общения, в том числе и невербального, необходимы для достижения чувства доверия и взаимопонимания между людьми.
10 правил эффективной коммуникации. 5 простых правил эффективной коммуникации
Каждый человек согласится с тем, что общение – один из важнейших навыков в современном мире. Он необходим буквально повсюду: рабочие отношения, организация быта, дружба, воспитание детей – перечислять можно бесконечно!
Но процесс общения не всегда дается легко
В некоторых случаях так и хочется спросить: «Почему у кого-то получается наладить контакт с первого слова или просто с улыбки, а другим приходится бороться за внимание окружающих?». По словам историка и философа Андрея Коряковцева: «Круг общения может быть и спасательным кругом, и ошейником, и нимбом»
Возникает вопрос: как стать приятным собеседником? И что влияет на эффективность коммуникации – талант, характер или, может быть, обстоятельства?
По словам историка и философа Андрея Коряковцева: «Круг общения может быть и спасательным кругом, и ошейником, и нимбом». Возникает вопрос: как стать приятным собеседником? И что влияет на эффективность коммуникации – талант, характер или, может быть, обстоятельства?
Обратите внимание
Для начала стоит уточнить, что же такое общение. Если группировать различные понятия, можно вывести следующий термин: общение – процесс установления контакта между отдельными людьми или целыми группами с целью обмена информацией, действиями и чувствами. На первый взгляд, ничего сложного. Так и есть!
Для эффективной коммуникации есть 5 простых правил:
Искренний интерес
С кем бы ни общался человек, стоит найти в собеседнике то, что может привлечь внимание, зацепить, стать интересным
Стараясь замечать то, что важно и ценно другим, что руководит ими, а также сосредотачиваясь на положительных сторонах личности собеседника, можно в разы улучшить качество разговора
Сходство
Люди похожи. Даже диаметрально противоположные личности при общении могут найти ту незаметную, на первый взгляд, грань, которая объединит их и позволит двигаться дальше, дополняя друг друга. А как раз в этом и состоит одна из задач эффективной коммуникации!
Правильно понимание
Каждый сталкивался с ситуацией, когда услышав одну и ту же фразу, два человека воспринимали ее совершенно по-разному. В чем причина? В восприятии. Аудиалы воспринимают информацию главным образом через слух. Для них важна интонация, тембр и тон голоса. Визуалы, напротив, «видят» все то, о чем идет речь. Они думают образами, представляют то, что услышали. Рисуют картину в своем воображении.
Кинестетикам необходимо прочувствовать, ощутить на себе, попробовать на вкус слова и фразы. В зависимости от того, кто является собеседником, и происходит подбор нужных слов. Чтобы лучше понять человека, можно стать на его место. Посмотрев на ситуацию с точки зрения собеседника, находишь новые пути к его сердцу. Процесс общения сразу становится более приятным, информативным и захватывающим.
Говорите о своих чувствах
Никто не любит, когда ему указывают на ошибки или недочеты. Гораздо легче воспринимать какую бы то ни было информацию, когда она касается других.
Стоит заменить местоимение «ты» на «я», как происходит чудо! Например, фраза «ты постоянно опаздываешь!» производит негативный эффект.
Другое дело, когда человек говорит о своих чувствах: «Мне неприятно долго ждать твоего прихода». Казалось бы, смысл один и тот же, но слова воспринимаются по-другому.
Время
По словам мудрого Екклесиаста: «Есть время молчать, и время говорить». На эффективность общения могут влиять обстоятельства: настроение собеседника, предыдущий разговор, обстоятельства, место встречи и многие другие параметры. Иногда стоит перенести разговор на другое время.
Четыре основные области коммуникативных навыков
1. Внимательное слушание
Внимательное слушание собеседника — это самая распространенная проблема, над которой нужно работать практически каждому человеку. Ведь мы все склонны отвлекаться во время разговора. Либо думать о чем-то своем при беседе с человеком. Довольно часто мы просто выдаем какой-то ответ, точно не услышав о чем нас спрашивали. В большинстве случаев мы больше думаем о том, что нам нужно будет сказать дальше.
Научиться внимательно слушать человека — это не только внимательно слушать его слова, но также их произношение
Нужно обращать внимание на движения рук человека и другие невербальные знаки. Это буквально значит уделять все свое внимание говорящему и искренне интересоваться им
Внимательные слушатели используют методы разъяснения и размышления. Чтобы подтвердить то, что сказал другой человек, и избежать путаницы. Эти техники четко демонстрируют то, что вы все свое внимание сосредотачиваете на конкретном человеке.
2. Невербальное общение
Эффективное общение во многом зависит от понимания языка тела человека. К тому же, огромная доля любого разговора происходит невербально. А в некоторых случаях она может доходить до 80%. Следовательно, нам также нужно учитывать и понимать невербальное общение. Особенно, когда оно отсутствует или ограничено. Например, когда вы общаетесь письменно или по телефону.
Под невербальным общением я подразумеваю наш язык тела. Но кроме этого, оно включает тон нашего голоса, движения человека, зрительный контакт и выражение его лица. Это значит, что мы можем лучше понимать собеседника, уделяя достаточно внимания его языку тела. Кроме этого, благодаря невербальному общению, вы можете убедиться, что ваше сообщение было правильно воспринято и вы поняли друг друга.
3. Эмоциональная осведомленность
Третья область коммуникации, над которой нужно работать многим людям — это понимание наших собственных эмоций. А также понимания эмоций других людей и способность управлять этими эмоциями. Ведь мы все люди. Следовательно, нам может быть сложно управлять нашими чувствами и эмоциями. Никто из нас не может оставить свои эмоции в другом месте и не поддаваться их влиянию. Нам и не нужно пытаться это делать.
Однако понимание наших эмоций, как положительных, так и отрицательных, может определенно улучшить наше общение. Ученые называют это эмоциональным интеллектом. Эмоциональный интеллект охватывает широкий спектр навыков, обычно подразделяемых на личные и социальные навыки.
По сути, принцип лежащий в основе различных умений, составляющих эмоциональный интеллект, заключается в том, что вы должны осознавать и понимать свои собственные эмоции. Кроме этого, вы должны уметь их контролировать. Чтобы в результате понимать и правильно взаимодействовать с другими людьми.
4. Правильные вопросы
Четвертая область, над которой нужно работать — это задавать правильные вопросы. Эффективное общение во многом зависит от правильных вопросов. Это важный навык, гарантирующий, что вы правильно поняли человека, и вам действительно интересно с ним общаться. Это также очень хороший способ получить больше информации по конкретной теме. Либо просто начать разговор с кем-то. Тот человек, который умеет задавать правильные вопросы, часто считаются очень хорошим слушателям и приятным собеседником. Ведь он тратит больше времени на интерес к другим людям. А не на передачу собственного мнения.
Как правильно задавать вопросы?
Когда меня спрашивают: «кем ты работаешь?», «на какой машине ездишь?», «где ты живешь?». То я сразу понимаю, что этот человек не отличается особой сообразительностью. Особенно, если это происходит в тех случаях, когда мы с ним еще мало знакомы. Ведь ответы на эти вопросы не дадут спрашивающему достаточно информации. И они явно не поспособствуют нашему плодотворному разговору.
Так что не нужно забивать свою голову не нужной информацией. Будет намного лучше, если вы будете спрашивать только то, что имеет значение. Спрашивайте информацию, которая вам может пригодиться в жизни. Задавайте конкретные вопросы. Либо те, которые будут служить продолжением полезного разговора
Нам крайне важно научиться задавать правильные вопросы, если мы хотим добиться эффективности в диалоге и быть интересным собеседником
Вербальные средства общения
Определение 3
Вербальное общение – вид межличностной речевой коммуникации, то есть, вербальное общение – это общение с помощью речи, слов.
Вербальные средства коммуникации также именуют «знаковыми».
В отличие от невербальных, знаковые средства общения в чистом виде невозможно интерпретировать двусмысленно.
Основной компонент вербального общения ‒ речь.
Речевые виды деятельности:
- чтение;
- письмо;
- говорение;
- слушание.
Речь разделяется на письменную, устную и внутренне направленную.
Язык тесно связан с народом, который выступает в роли носителя языка. Используя язык, люди общаются друг с другом и транслируют мысли на самом доступном и простом уровне.
Язык и общество не могут существовать отдельно друг от друга. Их формирование также совершается параллельно, потому любые перемены в жизни общества сразу же обретают отражение в языке.
Функции языка:
- коммуникативная;
- аккумулятивная (передача и хранение знаний);
- конструктивная (при помощи языка можно предавать мыслям форму);
- познавательная;
- этническая (соединяет людей в группы);
- эмоциональная (передача и описание чувств в форме кода слов).
Замечание 2
Процесс воспроизведения речи ‒ это последовательная цепочка от возникновения мысли и ее кодировки в форму звуков, до конкретного проговаривания и передачи информации собеседнику.
Общение, в котором фигурирует речь, предполагает три функциональных компонента такие как, объект, субъект и речевое сообщение.
Свободное владение средствами общения и умение их точно интерпретировать дает возможность эффективно сосуществовать в социуме
Важно сбалансировать в своей речи невербальные и вербальные формы общения. Это даст возможность наиболее полно доносить до собеседника свою информацию и воспринимать его послания
Общение в Интернет- пространстве
Формирование информационного общества и развитие научно-технического прогресса привели к оформлению новых средств общения. Оно связано со взаимодействием посредством применения разнообразных электронных аппаратов или в Интернет-пространстве.
Такое общение имеет свои особенности, поскольку оно, в некоторых случаях, исключает наличие визуального контакта с собеседником, а иногда и устную речь, если происходит переписка в чате. Это приводит к недополучению какой-то части информации, которую возможно было бы получить при взгляде на собеседника, его мимике, жестов или из его речи, ведь она была более расширенной и подробной, нежели сообщение в чате.
При общении в интернет-пространстве все пользователи имеют возможность сохранять свою анонимность. Если, вы не знаете человека в реальной жизни, то те факты, которые он сообщает о себе в интернете не всегда могут быть правдивыми. Собеседник может оказаться выдуманным персонажем, если захочет таким предстать. Виртуальное общение иногда очень интересно именно этим, а иногда и опасно. Все зависит от собеседника, который попался вам. Анонимность в виртуальном общении подкрепляется применением псевдонимов пользователями, которые носят название «ники».
Если вы общаетесь путем использования электронных средств и информационных ресурсов, то необходимо соблюдать некоторые правила организации продуктивности такого общения. Они состоят в выполнении простых действий:
- Обязательное редактирование написанного;
- Соблюдение правил грамматики, пунктуации и синтаксического построения речи;
- В письмах должны быть сформулированы те же положения, что и были присланы вам пользователем, поскольку он не может помнить каждое свое послание и его суть;
- Если пользователь применяет нестандартные формулировки и выражения, то с ними необходимо ознакомиться и повторить в ответном послании, возможно перефразировав их;
- Чтобы сообщение было воспринято пользователем как нужно т.е. он прочувствовал его эмоциональный настрой, необходимо учесть тот факт, что невербальные жесты тут неприменимы. Поэтому, сообщение должно содержать выразительные обороты, прилагательные и смайлики;
- Старайтесь сохранить суть и смысловое назначение послания. Для этого следует избегать сокращений, которые могут оказаться непонятными для собеседника;
- Мысли должны быть изложены ясно;
- Электронное общение, по своей сути, не является тайным. Оно может быть сохранено на нескольких площадках, проходя путь до собеседника. В этой связи, секретную информацию лучше не передавать в Интернет-пространстве. Возможно, конечно, зашифровать послание, но это тоже не самый надежный способ.
Упражнения для отработки навыков общения
Навыки общения необходимо постоянно тренировать. Только так вы научитесь легко и свободно общаться даже с незнакомыми людьми.
Если ваша стеснительность и робость не позволяют даже подойти к незнакомцу, то стоит обратиться за консультацией к психологу. А для отработки навыков общения помогут следующие упражнения.
Разговор с мебелью
Ежедневно рассказывайте своему столу, стулу или комнатному цветку о том, как прошел ваш день, что интересного произошло. Постарайтесь сдержать приступ хохота и серьезно отнестись к этой практике.
Такое упражнение поможет вам связно, логично и грамотно выражать свои мысли, не путаться в них, а также отрегулировать мимику и жесты. Если построить беседу с мебелью у вас не получается, то еще более удачным слушателем для данного упражнения станет питомец. Собачка или кошечка всегда будут охотно слушать рассказы своего хозяина.
Монолог перед зеркалом
Подойдите к зеркалу и начинайте вслух произносить мысли, которые приходят вам на ум. Постепенно старайтесь их логически связывать, последовательно развивая, чтобы получился интересный рассказ.
Это упражнение поможет вам понять, как вы выглядите со стороны во время беседы, научиться составлять связные предложения и наладить контакт с самим собой. Достаточно упражняться по 10 минут 2 – 3 раза в неделю.
Пересказ
Наверняка у вас есть любимый блог или сайт, который вы читаете ежедневно – например, блог “В своем доме”. Это очень пригодится при выполнении данного упражнения. Прочитав очередную статью, постарайтесь ее пересказать максимально близко по смыслу и логике построения. Если статья очень большая, то пересказывайте постепенно, по 3-4 абзаца.
Такое упражнение развивает навык думать и говорить одновременно. Благодаря ему ваша речь станет более связной и осмысленной. Для достижения хорошего результата упражняться необходимо ежедневно.
Развитие чужой мысли
Выполнение упражнения начинается с того, что вы включаете телевизор или любое видео в сети. В течение 30 секунд слушаете говорящего, затем выключаете звук и следующие 30 секунд продолжаете его мысль.
Такая тренировка развивает гибкость ума, учит находить нестандартные решения. Упражняйтесь по 10 минут в день, и вы будете приятно удивлены результатом.
5 незнакомцев
Самая лучшая тренировка для отработки навыков общения – это само общение. Приучайте себя каждый день заводить непринужденную беседу с пятью незнакомыми людьми. Не меньше! Это могут быть случайные прохожие, у которых вы можете спросить время или уточнить маршрут, консультант в магазине, к которому вы обратитесь за советом по выбору товара… В общем, проблем с поиском незнакомцев возникнуть не должно. Они ведь окружают нас буквально повсюду. Нужно только выйти из дома.
Для отработки техники речи я рекомендую вам посмотреть интересное видео:
Основные техники
Техника активного слушания всегда состоит из множества приемов, позволяющих достичь нужного эффекта. Специалисты утверждают, что окончательной целью всегда должна быть неискаженная призмой восприятия информация.
Слушатель внимательно смотрит на собеседника, чтобы услышать не только слова, но и оценить его позу, жесты, выражение лица. Такие «мелочи» могут сыграть большую роль, они подскажут, насколько искренен собеседник. Заинтересованный в беседе слушатель всегда настроен «на одну волну» с оппонентом, он внимает его словам всем телом. Со стороны это выглядит так:
- глаза устремлены на говорящего или сфокусированы на предмете, расположенном рядом с ним,
- корпус тела слегка подается вперед,
- лицо повернуто в сторону собеседника,
- во всем теле ощущается легкое напряжение, заметно, что слушатель не «витает в облаках», а внимательно слушает.
Любая техника внимательного активного слушания основывается на невербальном восприятии мозгом, заинтересованности в беседе. Если говорить проще, в определенные отделы головного мозга поступают сигналы о том, что мышцы напряжены, корпус повернут к собеседнику, сознание не загружено другими мыслями. Мы готовы вникать в суть сказанного по максимуму.
Среди приемов и техник активного слушания выделяют три главных:
- эхо,
- интерпретация,
- перефразирование.
Эхо — наиболее распространенный и любимый психологами трюк, позволяющий раскрепостить собеседника и самому настроиться на восприятие того, о чем он говорит. На практике это выглядит следующим образом: с определенной периодичностью последние слова некоторых фраз слушающий повторяет за говорящим, словно эхо. Делается это мягко, не слишком громко и с вопросительной интонацией. Данные правила активного слушания необходимо соблюдать в точности, они несложны и понятны. Ими пользовались наши предки, и у них было гораздо меньше конфликтов между близкими людьми, коллегами. Интерпретация позволяет повысить значимость беседы для обоих собеседников, помогает им полностью понять друг друга, увеличить уровень доверия между ними. После того как говорящий закончил, можно пересказать его изречение своими словами, а затем предположить, насколько правильно собеседник понял смысл.
Для говорящего в этой технике активного слушания также есть немало полезного, он осознает важность того, что произносит, чувствует уважение к своей персоне. Это позволяет быть ему более искренним в своих словах
Активное слушание условно делят на два вида:
- женское — является эмпатическим благодаря способности слабого пола сопереживать собеседнику, быть более открытой в общении, для дам характерно использование техники перефразирования, акцент делается на проговаривании эмоций и ощущений,
- мужское — предусматривает рациональную рефлексию, очень популярно в процессе деловых переговоров, мужчины скупы на эмоции, поэтому используют технику интерпретации с множеством уточняющих вопросов.
Эмпатическое слушание также не чуждо некоторым мужчинам, обладающим мягким характером и чувственным восприятием окружающего мира. Оно приносит хорошие результаты в зависимости от ситуации, а также от индивидуальных особенностей собеседника. Активное слушание — это прямой путь к вершине самопознания, шанс открытия в себе лучших качеств, о которых некоторые даже не подозревают.
Примеры приемов активного слушания
Активно слушать – это как?
Предположим, вы нашли время и силы, чтобы поговорить с ребенком. Но проблема качества разговора по-прежнему остается острой. Очень трудно (порой попросту невозможно) всерьез проникнуться историей про то, что машинка соседского мальчика завязла в песочнице, а кошка не захотела играть и убежала. Не стоит пытаться демонстрировать эмоции, которые вы не испытываете, наигранно ахать, охать и играть бровями – это выглядит неуместно даже с точки зрения трехлетнего ребенка
Как принять участие в разговоре, не изображая заинтересованность, но демонстрируя внимание и уважение к чувствам ребенка? Именно в этом поможет техника активного слушания
Повторение – мать учения
— Сегодня Маша делала куличики в песочнице и так сильно стукнула лопаткой, что она сломалась!
— Ты удивился, что лопатка сломалась?
— Я не хочу носить в школу эту рубашку!
— Тебе не нравится рубашка, потому что в ней неудобно, или кто-то из друзей расстроил тебя, сказав, что она тебе не идет?
Обратите внимание, в ответной реплике мамы всегда используются те же слова, что и в рассказе ребенка. Это универсальное правило, которое поможет не только в общении с ребенком, но где угодно: при серьезной беседе с супругом, начальством, подчиненными, бизнес-партнерами…
Эмоции важнее слов
Постарайтесь определить, какие эмоции испытывает ребенок и помочь ему их осознать. Полезно констатировать то, что вы видите: «Ты расстроен, ты счастлив, ты удивился, ты обижен»… Если вы неправильно поняли ребенка – не страшно, он вас поправит.
Это покажет, что вы не просто внимательны к ребенку, вы действительно ему сопереживаете. Но главное, вы поможете ребенку справиться с негативными чувствами, обучив его превращать раздражение, злость, зависть в грусть.
Лучше покажите, что вы понимаете чувства ребенка, обозначьте их и продемонстрируйте свое отношение.
— Я вижу, что ты расстроен, мне очень жаль.
— Ты огорчен, я понимаю, как тебе тяжело.
— Ты злишься, думаю, у тебя есть для этого серьезные причины.
Диалог – основа взаимопонимания
Не исключайте ребенка из беседы! Не раздавайте оценок, не подменяйте его чувства своими, бесконечные замечание тоже неуместны. Помните, ваша задача – активное, но все-таки слушание. Зачастую тревожная мама, услышав, что ребенок больше не дружит с Леной или Васей, тут же снабжает их (а так же их родственников) самыми нелестными характеристиками, сообщает, что она рада такому повороту событий, и даже разрабатывает на скорую руку план изощренной мести бывшему другу за нанесенную обиду. Ребенку и его чувствам здесь просто нет места!
Используйте язык тела
Важно показать ребенку, что вы открыты для разговора. Иногда для построения эффективной коммуникации бывает достаточно просто правильной позы!. Не помешает тактильный контакт
Малыша можно посадить на колени, подростка – приобнять за плечи или взять за руку
Не помешает тактильный контакт. Малыша можно посадить на колени, подростка – приобнять за плечи или взять за руку.
Будьте всегда на позитиве
Не позволяйте ребенку излишне драматизировать ситуацию, уменьшайте накал страстей. Анализируйте его речь на уровне слов.
Не стоит думать, что если вы начнете эхом повторять последние фразы ребенка, то сотворите педагогическое чудо; более того, технику активного слушания практически невозможно освоить с первого раза. Но в итоге она принесет вам даже больше пользы, чем вашему ребенку. Он-то в конце концов найдет, кому выговориться. А вот у вас есть весьма ограниченное количество попыток услышать и понять своего ребенка. Используйте их с толком!
28.09.2018
о детях от 4 до 7 лет, ребенок и родители