Заметка про метод фейнмана. простыми словами о технике ричарда фейнмана

Техника Фейнмана содержит четыре шага.

Шаг 1: Научите ребенка

Возьмите чистый лист бумаги и напишите тему, которую вы хотите изучить. Выпишите то, что вы знаете о предмете, но так, как если бы вы объясняли это ребенку. Не вашему умному взрослому другу, а восьмилетке, у которого ограниченный лексикон и запас внимания, чтобы услышать и понять вас.

Многие люди склонны использовать сложную лексику для маскировки, когда они ничего не понимают. Проблема в том, что мы обманываем только себя, потому что мы не знаем, что мы ничего не поняли. Кроме того, использование жаргона скрывает наше непонимание предмета от окружающих.

Когда вы описываете идею от начала до конца на простом языке, который бы понял и ребенок (подсказка: используйте только самые распространенные слова), вы помогаете себя понять концепцию на более глубоком уровне и упростить связи между основными идеями. Если вы заходите в тупик, то вы сразу находите место, где у вас есть пробелы в знаниях. И хорошо, что появляются сложности — это способствует обучению.

Шаг 2: Обзор

На первом этапе вы неизбежно столкнетесь с пробелами в своих знаниях, когда вы забываете что-то важное, не можете объяснить это или просто имеете проблемы с пониманием сложной темы.

Иметь такую обратную связь — бесценно, потому что вы видите, где ваших знаний не хватает. Компетентность — это знание предела ваших способностей, и вы только что определили его!

Здесь начинается обучение. Теперь, когда вы знаете, где застряли, вернитесь к исходному материалу и проходите его снова и снова, пока не сможете объяснить это на простом языке.

Определение границ вашего понимания также ограждает вас от ошибок, которые вы способны совершить, и увеличивает ваши шансы на успех при применении знаний.

Шаг 3: Упорядочить и упростить

Теперь у вас есть набор заметок. Просмотрите их, чтобы убедиться, что вы по ошибке не использовали сложные определения из исходного материала. Соедините их в общий рассказ, который бы легко можно было прочитать.

Прочтите вслух. Если объяснение сложное или звучит запутанно, это хороший признак того, что вам надо еще поработать над пониманием этой темы.

Шаг 4 (необязательно): Передать знания

Если вы хотите быть уверенными в том, что все поняли, попробуйте рассказать это кому-то (в идеале тому, кто мало знает об этом предмете, или найдите 8-летнего ребенка!). Главным испытанием для вас станет объяснение другому человеку.

* * *

Разделение информации на небольшие куски — это не только отличный метод обучения, но и способ перестроить свое мышление, в результате чего вы сможете выстраивать свои знания с нуля. (Илон Маск называет этот способ — мышление из первых принципов). Это приводит к гораздо более глубокому пониманию идей и концепций. К тому же, умение воспринимать информацию подобным образом, позволяет вам видеть, когда кто-то говорит о том, чего не понимает.

Фейнман полагал, что развитие интеллекта — это постоянный процесс роста, что созвучно с идеями Кэрол Двек, которая великолепно описала разницу между фиксированным и развивающимся мышлением.

Работа в комиссии по расследованию катастрофы шаттла «Челленджер»

28 января 1986 года Национальное аэрокосмическое агентство запустило космический челнок многоразового использования «Челленджер». Он взорвался через 73 секунды после отрыва от стартового стола. Для расследования причин катастрофы была создана президентская комиссия, и Гвинет убедила мужа участвовать в расследовании. Причины проблемы: ракетные ускорители первой ступени, поднимавшие сам челнок и огромный топливный бак, состоят из цилиндрических секций, соединения которых были защищены в районе теплозащитного покрытия цинкохроматной мастикой, а металлических оболочек — резиновыми кольцами. При низких температурах окружающего воздуха свойства мастики не обеспечивали надёжной изоляции резиновых уплотнений от воздействия раскалённых газов. Кроме того, из-за так называемой «ротации соединения» в нём образовалась щель, которую резиновые кольца, потерявшие при низкой температуре эластичность, быстро закрыть не смогли. О недостатках этой конструкции и имевших уже место прогарах резины Фейнману рассказали специалисты Лаборатории реактивных двигателей Калтеха, о близкой к 0 °C температуре воздуха при запуске и потере резиной эластичности в этих условиях — члены комиссии генерал ВВС Дональд Кутина и астронавт НАСА доктор Салли Райд. В ходе эффектного эксперимента, проведённого Фейнманом при помощи кольца из уменьшенной модели космического челнока, пассатижей и стакана со льдом, было показано, что при низких температурах кольцо теряло свою эластичность. Нарушение герметичности позволило горячим газам прожечь корпус правого ускорителя и пережечь его соединение с топливным баком. Повернувшись вокруг верхнего соединения, корпус ускорителя ударил по верхней части топливного бака, разрушив его и вызвав взрыв жидкого водорода. Именно это и случилось 28 января, когда низкая температура воздуха повлияла на качество термоизоляции и эластичность резиновых уплотнений.

Эксперимент, продемонстрированный по телевидению в прямом эфире, принёс Фейнману славу человека, разгадавшего тайну катастрофы, на что он, впрочем, и не претендовал. В НАСА знали о том, что запуск ракеты при низкой температуре воздуха чреват катастрофой, но решили рискнуть. Техники и обслуживающий персонал, тоже знавший о возможной катастрофе, были принуждены к молчанию.

Подробности техники

Выясните уровень ваших знаний

Постоянно углубляйте знания там, где они поверхностны

Выяснение пробелов в своих знаниях — это и есть процесс обучения

То есть основное внимание вы должны уделять тому, что плохо знаете. Ваши уже имеющиеся знания и полученные новые знания, помогут создать глубокую и стройную теорию

Это постоянный процесс. Если вам не хватает каких-то знаний, то возвращаетесь назад и опять изучаете этот вопрос. Постоянно дополнять и свои записи новыми знаниями.

Обучить ребёнка

Попробуйте объяснить сложную тему ребенку. Вы постараетесь сделать это максимально просто  и простыми словами, без сложных научных терминов.

После того, как у вас это получится, вы сами будете тему знать глубоко и досконально.

Рекомендации по изучению новой информации

  1. Говорите простыми словами, без сложных терминов и технических формулировок. Ваши слова должны быть понятны даже детям. Применяйте образы и красочные сравнения. Подданная таким образом информация гораздо легче воспринимается.

Исключите из своей речи длинные и витиеватые научные фразы.

  1. Подавайте информацию кратко. У детей концентрация внимания слабее, чем у взрослых. Поэтому постарайтесь, чтобы ваша речь содержала минимальное количество слов.

Объяснение темы другому человеку окажет вам неоценимую услугу. Понять самому всегда проще, чем объяснить другому, вы обнаружите свои слабые места и углубите свое понимание темы.

Если вы сумели обучить другого человека, значит, ваши знания глубоки.

Обдумывайте, сокращайте и преподносите информацию творчески. Итак, вы глубоко знаете тему и ликвидировали все свои пробелы. Теперь осталось всё выстроить в простую логическую цепочку. Объедините свои знания в одну простую историю. Истории любят и дети и взрослые. Помните о простоте и краткости. Применяйте красивые сравнения, добавляйте свои эмоции. Это улучшит запоминание у тех, кто слушает.

Как пример, слова Фейнмана про физику атомов: Все вещи сделаны из атомов — маленьких частиц, которые бесконечно движутся, притягиваясь, когда находятся рядом, но отталкиваясь, когда подходят слишком близко друг к другу и сжимаются. Ученый полагал, что даже если вы ничего не понимаете в физике, главное уяснить, что всё в этом мире состоит из атомов. Приведенный пример очень показателен не только для учителей, но и для писателей.

Коротко и ясно он в одном предложении сформулировал основной принцип существования Вселенной.

Применяйте визуальные средства

Благодаря очень простым рисункам, Ричард Фейнман в 1965 году получил Нобелевскую премию.

Он создал графические диаграммы, которые показывают  физику элементарных частиц. Это значительно облегчило всему учёному сообществу задачу описания их взаимодействия.

До 90% информации люди получают с помощью органов зрения. Поэтому визуальную информацию они понимают и запоминают значительно эффективнее и быстрее. Не нужно быть великим  художником для того, чтобы нарисовать линии, стрелки и  кружки.

Используйте свои пристрастия. Фейнман обладал способностью объединять научную работу и обучение с творчеством. Например, с рисованием и музыкой.

Великий Эйнштейн играл на скрипке, а Ломоносов был ученым, поэтом, писателем и художником.

У Фейнмана было хобби. Он ценил и разбирался в искусствах, а также был великолепным оратором. Это давало ему вдохновение в научной деятельности.

Таким образом, метод Фейнмана заключается в подаче научного материала в доступной форме, которая легко воспринимается и запоминается. Сначала выписываете всё что знаете, а затем ликвидируете белые пятна и углубляете свои знания.

Затем попробуйте обучить ребёнка. Делайте это простыми словами и кратко, а также подключайте визуальные средства. Метод Фейнмана можно применять для обучения любым знаниям. Или, например, для презентаций, подготовки докладов. Напоследок слова самого Фейнмана: «Я не всегда был хорошим учеником. Главным в обучении является количество времени, которое ему посвящалось. А потом я обнаружил такое, что изменило мою жизнь».

Автомобиль Фейнмана

В 1975 году Фейнман купил вэн Dodge Tradesman. Автомобиль был раскрашен снаружи в популярные в то время горчичные цвета, а внутри — в оттенки зелёного, и на автомобиле были нарисованы принёсшие их создателю Нобелевскую премию диаграммы Фейнмана. На этом автомобиле было сделано множество длительных поездок. Фейнман заказал также особые номерные таблички, надпись на которых гласила «QANTUM» (то есть «quantum», квант).

Иногда Фейнман ездил в этом автомобиле на работу, но в основном на нём ездила его жена Гвинет. Однажды на светофоре её спросили, почему на её автомобиле нарисованы диаграммы Фейнмана, на что она ответила: «Потому что меня зовут Гвинет Фейнман».

После смерти Ричарда Фейнмана автомобиль был продан другу семьи Ральфу Лейтону за 1 доллар. Продажа за $1 — это способ, которым Ричард обычно избавлялся от старых автомобилей. Автомобиль служил своему новому хозяину ещё долго; в 1993 году он участвовал в марше памяти Ричарда Фейнмана.

Лучший способ выучить что угодно: метод Ричарда Фейнмана

Эффективный метод обучения от нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана. Что самое лучшее в этом методе? Его очень просто применить.

Вот четыре шага метода Фейнмана, которые я объясняю ниже:

1. Выберите тему.2. Объясните ее ребенку.3. Определите пробелы и вернитесь к исходному материалу.

4. Пересмотрите и упростите (если нужно).

***

Если вы не изучаете нового — вы отстаете. Так какой же лучший способ изучить новую тему и определить пробелы в уже существующих знаниях?

2 типа знаний

Есть два типа знаний, и часто мы фокусируемся на неправильном. Первый тип знания — знать название чего-либо. Второй — понимать это. Большая разница. Знаменитый физик, лауреат Нобелевской премии Ричард Фейнман создал формулу обучения, которая гарантировала, что он понимал что-то лучше, чем все остальные.

Ее назвали методом Фейнмана. Она поможет вам не только быстрее выучить тему, но и глубже понять ее. Что самое лучшее в этом методе? Его очень просто применить.

Шаг 1. Обучите этому ребенка

Возьмите чистый лист бумги и запишите тему, которую вы хотите выучить. Запишите то, что вы знаете о предмете, как если бы вы обучали ребенка. Не умного взрослого друга, а ребенка 8 лет, словарного запаса и внимания которого хватит только на главные концепты и отношения.

Часто люди используют сложные слова и жаргон, чтобы скрыть то, что они не до конца понимают. Мы только дурачим себя — мы не знаем сами, что не понимаем этого. Вдобавок, использование жаргона скрывает наше неправильное понимание от окружающих.

Первый принцип — не надо дурить себя, это сделать легче всего. ~ Ричард Фейнман.

Когда вы записываете идею с начала до конца простыми словами, которые поймет даже ребенок, вы заставляете себя понять идею на более глубоком уровне, и уточняете отношения и связи. Когда это трудно — вы видите свои пробелы в понимании. Это напряжение говорит о необходимости разобраться в теме.

Шаг 2. Обзор

После первого шага вы неизбежно обнаружите пробелы в вашем знании

Что из важного вы забыли, что не можете объяснить, или какие идеи не можете связать друг с другом

Эта обратная связь показывает границы вашего знания. Компетентность требует знать пределы своих возможностей. Вы только что определили свои!

Именно тут начинается обучение. Теперь вы знаете, где застряли, возвращаетесь к исходному материалу и изучаете его до тех пор, пока не сможете объяснить все простыми словами. Знание границ понимания уменьшает ошибки, которые вы можете совершить, и повышает возможность применить знания.

Шаг 3. Организуй и упрощай

Теперь у вас есть набор заметок от руки. Пересмотрите и проверьте, не осталось ли там жаргонизмов. Организуйте их в простую логичную историю. Прочитайте вслух. Если объяснение недостаточно простое или звучит запутанно, это показывает, что над вашим пониманием этой области нужно поработать.

Шаг 4 (необязательно): Передача

Если вы хотите быть уверены в своем понимании, расскажите это кому-нибудь. В идеале тому, кто мало знает по теме. Или восьмилетнему ребенку ;). Окончательная проверка вашего знания — ваша способность передать это другому.***

Метод Фейнмана — не только отличный способ обучения. Он поможет вам разбирать идеи на части и собирать их заново. Илон Маск называет это мышлением от первого принципа. Он помогает глубже понимать идеи и взаимосвязи. Такой подход к проблемам позволит вам разобраться там, где другие просто не понимают, о чем говорят.

Я плохо представляю, что происходит с людьми: они учатся не путем понимания. Они учатся каким-то другим способом — путем механического запоминания или как-то иначе. Их знания так хрупки! ~ Ричард Фейнман.

***

Про физику, приключения и ответственность. Про жизнь, высокопарных дураков и про ошибки.3. И если вы еще не читали — непременно почитайте книгу самого Ричарда Фейнмана «Вы конечно шутите, мистер Фейнман».

В ней он рассказал, как решал физические задач, играл на барабанах, вскрывал сейфы, рисовал картины и троллил психиатров.

[править] Источники

  1. КЕЭ, том 9, кол. 2–3

Лауреаты Нобелевской премии по физике

1901—1925

Рентген (1901) • Лоренц / Зееман (1902) • Беккерель / П. Кюри / М. Кюри (1903) • Рэлей (1904) • Ленард (1905) • Томсон (1906) • Майкельсон (1907) • Липпман (1908) • Маркони / Браун (1909) • Ван дер Ваальс (1910) • Вин (1911) • Дален (1912) • Камерлинг-Оннес (1913) • фон Лауэ (1914) • У. Г. Брэгг / У. Л. Брэгг (1915) • Баркла (1917) • Планк (1918) • Штарк (1919) • Гийом (1920) • Эйнштейн (1921) • Н. Бор (1922) • Милликен (1923) • М. Сигбан (1924) • Франк / Герц (1925)

 

1926—1950

Перрен (1926) • Комптон / Вильсон (1927) • Ричардсон (1928) • де Бройль (1929) • Раман (1930) • Гейзенберг (1932) • Шрёдингер / Дирак (1933) • Чедвик (1935) • Гесс / К. Андерсон (1936) • Дэвиссон / Томсон (1937) • Ферми (1938) • Лоуренс (1939) • Штерн (1943) • Раби (1944) • Паули (1945) • Бриджмен (1946) • Эплтон (1947) • Блэкетт (1948) • Юкава (1949) • Пауэлл (1950)

 

1951—1975

Кокрофт / Уолтон (1951) • Блох / Парселл (1952) • Цернике (1953) • Борн / Боте (1954) • Лэмб / Куш (1955) • Шокли / Бардин / Браттейн (1956) • Янг / Ч. Ли (1957) • Черенков / Франк / Тамм (1958) • Сегре / Чемберлен (1959) • Глазер (1960) • Хофштадтер / Мёссбауэр (1961) • Ландау (1962) • Вигнер / Гёпперт-Майер / Йенсен (1963) • Таунс / Басов / Прохоров (1964) • Томонага / Швингер / Фейнман (1965) • Кастлер (1966) • Бете (1967) • Альварес (1968) • Гелл-Ман (1969) • Альвен / Неель (1970) • Габор (1971) • Бардин / Купер / Шриффер (1972) • Эсаки / Джайевер / Джозефсон (1973) • Райл / Хьюиш (1974) • О. Бор / Моттельсон / Рейнуотер (1975)

 

1976—2000

Рихтер / Тинг (1976) • Ф. Андерсон / Мотт / Ван Флек (1977) • Капица / Пензиас / Р. Вильсон (1978) • Глэшоу / Салам / Вайнберг (1979) • Кронин / Фитч (1980) • Бломберген / Шавлов / К. Сигбан (1981) • Вильсон (1982) • Чандрасекар / Фаулер (1983) • Руббиа / ван дер Мер (1984) • фон Клитцинг (1985) • Руска / Бинниг / Рорер (1986) • Беднорц / Мюллер (1987) • Ледерман / Шварц / Стейнбергер (1988) • Рамзей / Демельт / Пауль (1989) • Фридман / Кендалл / Р. Тейлор (1990) • де Жен (1991) • Шарпак (1992) • Халс / Дж. Тейлор (1993) • Брокхауз / Шалл (1994) • Перл / Райнес (1995) • Д. Ли / Ошеров / Ричардсон (1996) • Чу / Коэн-Таннуджи / Филлипс (1997) • Лафлин / Штермер / Цуи (1998) • ’т Хоофт / Велтман (1999) • Алфёров / Крёмер / Килби (2000)

 

с 2001

Корнелл / Кеттерле / Виман (2001) • Дейвис / Косиба / Джаккони (2002) • Абрикосов / Гинзбург / Леггетт (2003) • Гросс / Политцер / Вильчек (2004) • Глаубер / Холл / Хенш (2005) • Мазер / Смут (2006) • Ферт / Грюнберг (2007) • Намбу / Кобаяси / Маскава (2008) • Као / Бойл / Смит (2009) • Гейм / Новосёлов (2010) • Перлмуттер / Шмидт / Рисс (2011) • Арош / Уайнленд (2012) • Энглер / Хиггс (2013) • Акасаки / Амано / Накамура (2014) • Кадзита / Макдональд (2015) • Таулесс / Холдейн / Костерлиц (2016) • Вайсс / Бэриш / Торн (2017) • Эшкин / Муру / Стрикленд (2018) • Пиблс / Майор / Кело (2019) • Пенроуз /Генцель /Гез (2020) •

Главные статьи Популяризация науки · Научный миф · Научно-популярный стиль 
Популяризаторы Российские: Игорь Акимушкин · Владимир Арсеньев · Андрей Бекетов · Наум Виленкин · Ярослав Голованов · Николай Дроздов · Иван Ефремов · Феликс Зигель · Сергей Капица · Татьяна Кладо · Павел Клушанцев · Виктор Комаров · Алексей Крылов · Владимир Лёвшин · Михаил Ломоносов · Борис Ляпунов · Пётр Маковецкий · Александр Марков · Илья Маршак · Борис Медников · Владимир Мезенцев · Лев Николаев · Александр Никольский · Александр Никонов · Владимир Обручев · Яков Перельман · Константин Платонов · Анатолий Протопопов · Никита Разговоров · Владимир Рюмин · Дмитрий Сахаров · Даниил Святский · Александр Столетов · Владимир Сурдин · Лев Успенский · Александр Ферсман · Константин Флёров · Александр Цингер · Константин Циолковский

Другие страны: Айзек Азимов · Альфред Брем · Жюль Верн · Мартин Гарднер · Стивен Гулд · Ричард Докинз · Грант Имахара · Митио Каку · Артур Кларк · Брайан Кокс · Карл Саган · Адам Сэвидж · Нил Тайсон · Ричард Фейнман · Камиль Фламмарион · Бернар Фонтенель · Джейми Хайнеман · Стивен Хокинг 

Средства Научно-популярная литература · Научно-популярная лекция · Научно-популярное телевидение · Научно-популярное радио · Научно-популярный Интернет · Научно-популярный фильм · Математические головоломки и досуг · EuroPhysicsFun

Праздничные дни: День моля · День числа пи · Притяжство (Grav-mass) · День наукиМузеи: Политехнический музей · Экспериментарий · Экспериментариум 

Сообщества Премия Калинги 
Разное Мифология науки · Тайны мироздания

Достойное

  • неделя
  • месяц
  • год
  • век
Ссученные патриоты и ментовское озверение 
(5/2)
Стоп игра! Стоп война! 
(5/1)
Как дышится в наморднике под лапой?! 
(5/3)
Конституция или маскарад? 
(5/3)
Как нам головы отрезают «Это должен прочитать и знать каждый православный и каждый русский» 
(5/3)
Ссученные патриоты и ментовское озверение 
(5/2)
COVID-19 как глобальная спецоперация  
(5/2)
О масках и перчатках, если не слушать шоуменов и политиков 
(5/2)
Пландемия под диктовку или Как с потрохами продали Россию западным консалтинговым монстрам  
(5/2)
Стоп игра! Стоп война! 
(5/1)
О деятельности Фонда концептуальных технологий «Алтай» после 18.06.2018 года 
(5/11)
У Щетинина теперь все законно 
(5/7)
Рабы пока немы: ОПГ против Глобального Родителя 
(5/7)
О создании фильма «Час Быка» 
(5/7)
Открытый код. Несколько слов о Концепции Общественной Безопасности 
(5/6)
Где широкое плечо Большого Брата? 
(5/6)
Объяснятина вместо наделения Мерой, это признак управленческой безграмотности 
(5/6)
Сколько ещё будем праздновать День Победы 
(5/6)
Чисто чтобы не забыть, первыми в космос вышли русские 
(5/110)
Центральный банк России работает на её уничтожение 
(5/64)
Ну, за самодержание!… 
(5/64)
7 советов от гениального врача Николая Амосова . 
(5/57)
Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына: отчёт «победителям»? 
(5/52)
Другой взгляд на пенсионный вопрос или какое государство нам нужно 
(5/50)
Самые яркие примеры смекалки у советских солдат 
(5/46)
Смотрите ж: всё стоит она! 
(5/38)

Метод Фейнмана

Техника Фейнмана для обучения и общения — это ментальная модель (основанный на предыдущем опыте способ понимания) для передачи информации с помощью лаконичных мыслей и простого языка. Этот метод основан на методах обучения самого Фейнмана, когда он учился в Принстоне.

В Принстоне Фейнман начал записывать и связывать то, что он знал, с тем, чего он не знал. В конце концов, у Фейнмана была полная тетрадь, в которой были разобраны, переведены и записаны предметы, о которых он ранее не знал. Эта тетрадь так и называлась NOTEBOOK OF THINGS I DON’T KNOW ABOUT (Записная книжка о вещах, которые я не знаю).

Позднее, в 1949 году, для пояснения взаимного превращения элементарных частиц Фейнман предложил метод диаграмм, основанный на простых графических изображениях. Составными элементами диаграмм Фейнмана стали вершины, отображаемые точками, а также прямые и спиральные внутренние и внешние линии, соединяющие вершины.

Объяснение основ физики частиц чрезвычайно сложно. До диаграмм Фейнмана, благодаря которым он получил Нобелевскую премию, не было четкого способа объяснить их смысл.

Диаграмма Фейнмана

Диаграммы Фейнмана помогли ученым отслеживать движения частиц в иллюстрациях и визуальных уравнениях, а не путем подробных объяснений. То, что казалось почти невероятным в то время, теперь является одним из величайших объяснений физики частиц — прямые и спиральные линии, стрелки и мультяшные фигурки теперь представляют собой наглядный и эффективный способ описания взаимодействия частиц в квантовой теории поля, которую студенты познают, когда начинают изучать эту область науки.

По сути, техника Фейнмана такова:

Фейнман и военные

Став участником Манхэттенского проекта, ученый продемонстрировал незаурядные способности. Это не прошло незамеченным мимо руководства, и в один день физика отправили инспектировать строящийся завод по разделению изотопов урана (уран-238, которого в руде больше всего, для производства бомбы непригоден; нужного урана-235 куда меньше, но его нужно еще выделить из смеси).

Фейнман прибыл на стройку и действительно смог дать ряд ценных советов — например, из-за секретности рабочие совершенно не представляли опасности накопления большого количества урана в одном месте. Благодаря своей памяти он также запомнил несколько мелких деталей вроде номера одного из зданий и обозначения установок — местное начальство изрядно впечатлилось тем, как приехавший гость с ходу указал на «проблемы с испарителем C-21 в здании 90−207», и повело показывать общую схему технологического процесса.

Поскольку никаких компьютеров и трехмерных визуализаций тогда не было, схема была напечатана на «синьках», фотокопиях чертежей. «Синек» было так много, что их пришлось разложить на нескольких столах, и собравшиеся в комнате инженеры начали быстро объяснять Фейнману детали процесса. Они искренне считали его гением, но сам физик в своей автобиографии признается, что в тот момент чувствовал себя изрядно сконфуженным — на самом деле в этой схеме он не понимал даже некоторых условных знаков. Хуже того, спросить, что же именно обозначает крестик на линии, было уже поздно: ему продолжали рассказывать про то, как конструкция всего комплекса не даст скопиться критической массе вещества даже при поломке любого одного клапана.

Чтобы выйти из неловкого положения и проверить свою догадку о том, что загадочный крестик обозначает клапан, Фейнман наугад ткнул пальцем в схему и спросил: «А что случится, если заклинит этот клапан?» Далее просто процитируем мемуары ученого:

Но один из парней глядит на другого и говорит:

— Ну, если этот клапан заклинит, — тут он ведет пальцем по синьке вверх-вниз, вверх-вниз, другой парень ведет туда-сюда, туда-сюда; они переглядываются, оборачиваются ко мне, открывают рты, как изумленные рыбы, и говорят:

— Вы абсолютно правы, сэр.

Несмотря на то что вклад Фейнмана в проект не вызывал ни у кого вопросов, его отношение к дисциплине и требованиям военных в отношении секретности доводило некоторых людей до белого каления. Супруга Фейнмана была неизлечимо больна туберкулезом и находилась в больнице. В переписке с мужем они прямо-таки издевались над цензорами: когда им запретили использовать шифрование, письма стали нарезаться мелкими кусочками на манер паззла. Еще Фейнман обнаружил, что ждать ответственных лиц с ключами от сейфов совершенно невыносимо, и решил, что ему будет проще, если он научится эти сейфы открывать без ключей и секретных (ну, как казалось владельцам) комбинаций. Физик в один день смог открыть хранилища со всей документацией, со всеми секретами создания ядерного оружия — и, конечно же, подложил в сейфы издевательские записки, а потом под благовидным предлогом попросил ответственного достать какой-то документ.

После войны Фейнман проходил медкомиссию, по итогам которой его могли бы отправить в оккупационные силы на территории Германии. Как несложно догадаться, он никуда не поехал и был признан негодным к военной службе — все благодаря своей манере общения с психиатрами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector