Гендерные стереотипы

Борьба со стереотипами

Ни для кого ни секрет, что сегодня модно бороться со всевозможными предрассудками и стереотипами. Особенно ярко эта тенденция проявляется в странах западной Европы. Модно опровергать основы основ. Еще более модно выбирать нечто исключительное, выходящее за рамки общепринятых правил. Особенно ярко данный тренд проявляет себя в вопросах, касающихся норм морали и этики. Кто знает, к чему все это приведет. Вполне возможно, что вчерашние предрассудки превратятся в норму, а стереотипы — мы на пороге новой вехи развития человечества. Клиповое мышление и клиповые стандарты — уже сами по себе являются неким возведенным в абсолютную догму стереотипом.

Гендерные стереотипы в анекдотах

Для представления женщин, пожалуй, наиболее характерными являются целые циклы анекдотов про блондинок и про женщин за рулем. В них рисуется как слабый уровень владения техникой, так и общая легкомысленность. Примеры:

***

Молодая дама останавливает свою машину перед красным светом светофора. Загорается желтый – дама стоит, зеленый – дама стоит. Снова горит красный свет, сзади гудят другие машины… Медленно подходит полицейский и вежливо говорит: – Мадам желает какой-нибудь другой цвет?..

***

– Моня, этот пешеход – самоубийца! Он уже 10 минут бежит перед нашей машиной. Что мне делать? – Розочка, попробуй съехать с тротуара на дорогу…

Мужские стереотипы представлены, пожалуй, не так ярко. Скорее всего из-за того, что анекдоты придумывают именно мужчины. Чаще всего в них описываются пристрастия мужчин. Например:

***

Сидит рыбак зимой рыбу ловит. Мороз. Проходит мимо другой рыбак и спрашивает: – Мужик, ты чего? На улице такая холодина, а ты без шапки. – Ага, я вот так вчера сидел в шапке, мне выпить предложили, а я не услышал.

***

Изучение ограничений восприятия

Когда появился интерес к изучению гендерных заблуждений

Начало изучения неравенства между полами и связанной с этим дискриминации появилось где-то в 1970-е годы, когда стереотипы о девушках стали противоречить волне равноправия. Общество осознало, что представители разных полов могут быть похожи.

Именно тогда появилось понятие стереотипа, и начались первые работы в этой отрасли. Изучения продолжаются до сих пор.

Основные направления научной работы

Часть ученых ведут свои работы на стыке биологии и психологии, стараясь доказать, что сексистские суждения имеют право на жизнь и обоснованы анатомически. Однако ни одно исследование в этом направлении не увенчалось успехом.

Люди стараются выяснить, чем вообще обосновано такое жесткое разделение на два гендера и присваивание им определенных характеристик. Пока есть две теории ― андроцентристская (принятие мужчины в качестве варианта по-умолчанию) и эволюционная (сексизм образовался в процессе эволюции).

Часть исследований писатели отразили в своих произведениях, уже ставших культовыми.

Кто готовил Адаму Смиту? Женщины и мировая экономика. Катрин Марсал (Marcal Katrine)

Отлично развенчивает огромную часть заблуждений о девушках и женщинах. Рассказывает, что человек любого пола может стать прекрасным экономистом и финансистом, показывает, что в истории есть не самые очевидные примеры.

Кроме того, затрагивает роль материнства, говорит о том, что хороший родитель не обязательно должен растворяться в своем ребенке и сидеть дома до его совершеннолетия.

Миф о красоте. Стереотипы против женщин Наоми Вульф

Автор рассказывает, что от комплексов страдает большая часть людей. Она говорит, как справиться с низкой самооценкой и стать прекрасной, ничего в себе не меняя.

Поскольку гендерные стереотипы ― это полноценный набор характеристик, они затрагивают и внешность. От большинства девушек требуют быть идеально красивыми, иметь худое или подтянутое телосложение, идеальную кожу и длинные волосы.

«Загадка женственности» Бетти Фридан

Фундаментальный труд, автор которого провела огромную социологическую работу. Девушка проанализировала все труды и опросы в этой области, пообщалась с некоторыми знакомыми, сумевшими добиться успеха.

В итоге она развенчала большинство стереотипов и показала, из чего вырастают все эти «обязательные правила».

Гендерные стереотипы

Термин «гендер» является социальной категорией и включает в свою структуру определенные стереотипы поведения. Гендерные стереотипы являются моделями поведения разных полови черт характера женщин и мужчин. Модели поведения мужчин и женщин имеют различия, которые проявляются во всех областях жизнедеятельности. Их можно рассматривать, в качестве социальной истины при разрешении сложных вопросов, проблемных моментов.

Гендерные стереотипы, существующие в обществе, делятся на три основные группы:

  1. Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность отражает активность и творчество, а феминность характеризует спокойствие, пассивность и репродуктивную роль. Данные характерные свойства рассматриваются в психологии в качестве противоположных характеристик, которые могут быть взаимодополняющими.
  2. Стереотип разделения социальных функций между представителями разных полов. К примеру, женщине отводится роль домохозяйки, матери и хранительницы очага. Она является для нее приоритетной. Мужчина же, должен проявить себя в профессиональной деятельности, достичь карьерных и финансовых высот, обеспечить благополучие своей семьи.
  3. Стереотипы трудовой деятельности. В данном случае идет разделение трудовых обязанностей по половому признаку. Женщины должны выполнять работы исполнительного характера, занимать должности обслуживающего персонала, оказывать помощь людям. Мужчинам отводится занятие управленческих и руководящих должностей, политическая карьера, реализация своего творческого потенциала.

Как правило, гендерные различия устанавливаются негласными социальными нормами, которые закрепляют различные роли за представителями разных полов, их интересы и запреты.

Рисунок 1. Гендерные стереотипы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Определение 3

Гендерная роль – это разделение деятельности, прав и обязанностей личностей в зависимости от половой принадлежности.

В обществе складывается стереотип фиксации конкретной ролевой функции за личностью женского или мужского пола. То побуждает развитие гендерных конфликтов.

Все люди, в той или иной степени, придерживаются традиций и подчиняются традиционным гендерным ролевым функциям. Психологические характеристики личности мужского и женского пола отличаются по своей природе. Это и является предпосылкой формирования определенной модели социального поведения и проявления интересов в конкретной сфере.

Замечание 1

Стереотипы являются определенными схемами поведения разных полов. Они отражают статусную принадлежность мужчин и женщин, устанавливая доминирование мужчин и дискриминацию по отношению к женщинам.

Стереотипы социума часто оказывают серьезное воздействие на личностное развитие. Они давят на сознание и приводят к нарушению многих психологических функций.

Основными признаками социальных и гендерных стереотипов являются:

  • координированность – единые представления и мнения социальной группы;
  • схематичность;
  • эмоционально-оценочная нагрузка –навыки разграничения сторон стереотипа (когнитивного и аффективного). Мужчина и его модель поведения оценивается позитивно, а женщина и ее образ, напротив, является отрицательным;
  • для стереотипов типична их устойчивость на протяжении исторического и культурного развития общества;
  • ошибочность стереотипов проявляется в уверенности принадлежности определенных качеств представителям конкретного пола, но это может оказаться только неверной догадкой.

Различия полов и их психологических характеристик гораздо меньше, чем установлено гендерными стереотипами. Половые различия слишком преувеличены, чтобы спрятать реально имеющееся сходство психологических портретов мужчин и женщин.

Теория гендерного равенства

Во все времена общество обозначало чёткие границы между мужским и женским поведением и функциями, но даже на территории одной страны и среди одного народа понимание сугубо мужских и сугубо женских занятий могло быть разным. В последние тридцать лет на территории стран западной цивилизации укрепилась теория гендерного равенства, благодаря которой западный мир постепенно избавляется от гендерных стереотипов и уравнивает в правах женщин и мужчин. Это прописывается во множестве международных документов, обеспечивая людям одинаковый доступ к социальным и материальным благам, в том числе к образованию и здравоохранению. В основу теории гендерного равенства легли многочисленные исследования, доказывающие, что большинство черт, ранее приписывавшихся определённому полу, на самом деле зависит не столько от физиологических особенностей, сколько от социальной среды, в которой воспитывается личность.
Так, было доказано, что мозг мужчин и женщин действительно имеет определённые различия, но, например, разницы в аналитических возможностях у мужчин и женщин нет. Более того, было установлено, что гармонично развитая зрелая личность сочетает в себе в равной степени и мужские, и женские черты. К такому выводу в конце XIX века пришёл австрийский психолог Отто Вейнингер. Вскоре после публикации его книги «Пол и характер» были открыты мужские и женские половые гормоны. Тогда учёные обнаружили наличие женских половых гормонов в мужском организме, а мужских — в женском. Именно сочетание половых гормонов и оказывает влияние на внешность и сексуальное поведение человека. Именно из-за разной концентрации гормонов в одном организме мы видим такое разнообразие проявлений «мужских» и «женских» качеств у представителей обоих полов.
Исследования показывают, что ребёнок осознаёт свой физический пол уже в 2-3 года. Но в этом возрасте он ещё не понимает, что это значит. Под влиянием взрослых он учится по одежде, причёске, общему внешнему виду и чертам лица определять пол других людей. К семи годам ребёнок окончательно осознаёт, что физический пол остаётся неизменным, даже если девочка наденет брюки, а мальчик вдруг отпустит длинные волосы.
Формирование же гендерной идентичности, то есть осознание своей гендерной роли в обществе, происходит уже в подростковом возрасте, когда у ребёнка появляется больше шансов познавать себя, свои вкусы и предпочтения, понять, что ему по душе, а что — нет. Этому способствует и половое созревание, сопровождающееся романтическими переживаниями и первыми попытками самостоятельно строить отношения со сверстниками своего пола и противоположного. Именно в этом возрасте человек начинает полуосознанно, под влиянием родителей, школы и общества, но теперь прислушиваясь к своим собственным ощущениям, примерять на себя соответствующую гендерную роль.

Что такое гендерные стереотипы?

Гендерные стереотипы – это распространенные и устоявшиеся в обществе необъективные суждения касаемо модели поведения, а также когнитивные искажения образа мужчин и женщин.

Гендерные стереотипы не всегда плохие, но иногда они мешают нашему мышлению и пониманию образа человека, а ведь все мы – уникальные. Дальше опишем некоторые из них.

Мужчина не должен никогда плакать.

Все с этим сталкивались, ведь в обычном восприятии мужчина – эталон храбрости, стойкий ко всем неприятностям, сильная и волевая личность. В обществе сложилось такое мнение, что если он плачет, то он внутренне слаб, не может справиться с проблемами. То есть мужчина должен всегда все держать под контролем.

На практике слезы не есть признаком слабости. Ведь все мы имеем чувства и эмоции, а умение их проявить – вот это истинная личностная твердость. Да, в нашем понимании он обязан быть морально сильным, и я с этим согласен. Но мужчина сильный тогда, когда умеет проявить свои переживания, душевные порывы и рядом с ним должен быть человек (лучше всего – любимая женщина), который в трудную минуту сможет его поддержать. Например, в некоторых источниках говорится, что Генри Форд никогда бы не подарил миру автомобиль, если бы не его жена, которая смогла ему морально помочь, когда от него все отвернулись. В аналитической психологии Юнга есть понятие «анима» – это архетип женщины в личности мужчины. То есть представители сильного пола содержат в себе элементы души противоположного пола и в их бессознательном скрыт творческий потенциал человека.

Жена должна сидеть дома и воспитывать детей

Второй стереотип, который все еще часто встречается, – жена должна сидеть дома и воспитывать детей. На мой взгляд, это заблуждение. Да, когда в семье появляется ребенок, женщина должна быть с ним, чтобы у малыша сформировалась доверие к миру. Но не все готовы постоянно трудиться в домашних условиях. У женщины тоже есть свои интересы и цели, которых она хотела бы достичь в своей жизни. И если не предоставлять ей такую возможность, то в семье могут начаться конфликты. Представительница прекрасного пола станет замкнутой и будет чувствовать себя и одинокой. А у некоторых может даже проявляться бессознательная агрессия на ребенка и мужа только из-за того, что она не смогла превратить свои планы в действия. Полноценная и счастливая семья будет только тогда, когда мужчина поможет развиваться своей второй половинке.

Мужчины не занимаются работой по дому.

Нередко слышим такие высказывания, что, мол, мужчины не должны помогать женщине с уборкой потому, что они приходят уставшие с работы и у них нет сил на домашние заботы. В нашем сознании есть «шаблон», что если мужчина работает, то он уже сделал все, что мог, ведь он – добытчик. Но сейчас такое время, когда женщина не сидит на месте; она старается не только работать, но и преуспевать в карьере, реализовываться, а после этого на ее плечи ложатся еще и стирка с уборкой. Естественно, что в таком случае она будет истощена эмоционально и физически, из-за чего микроклимат в семье станет напряженным.

Блондинка – значит глупая.

Этот стереотип очень старый и он остается по сей день. Научно не доказано, что цвет волос влияет на интеллект. Разные факторы действуют на наши мыслительные способности, например, воспитание, гены, социальное окружение, психическая стимуляция. Кроме того, множество женщин-блондинок добились признания, среди которых Джоан Роулинг и Мэрилин Монро, Мишель Мерсье и Энни Леннокс, а также множество других. Но, к сожалению, образ глупой блондинки сильно закрепился в рекламе и кино, что подталкивает к неосознанному «фальшивому» восприятию их.

Мы рассмотрели лишь несколько гендерных стереотипов, которые и сегодня влияют на нашу жизнь. Но их гораздо больше. Некоторые из них даже препятствуют достижению вершин, ведь все желают развиваться и достигать больших успехов в жизни. Какими бы ни были «штампы», смотрите глубже, ведь только когда мы узнаем внутренний мир человека, тогда можем о нем судить.

Автор Сергей Варлаков

Мужские гендерные стереотипы

Типичные мужские стереотипы, девушки думают, что у парня, например огромный бардак в доме, в шкафу лежат сапоги и грязная одежда, и все это разбросано по комнате. Игрушки для мальчиков состоят из грузовиков, динозавров, фигурок и видео игр. С самого детства мальчиков учат быть жесткими, чтобы быть сильными, и защитить себя.

Вы удивлены, узнав, что большинство родителей признают, что они не учат своих сыновей, как мыть посуду или складывать вещи для стирки? Вместо этого, их учат выносить мусор или делать какую-то тяжелую работу во дворе, отсекая остальную работу по дому, вешая на нее ярлыки «женской работы». Это главный стереотип, но большинство семей ведут воспитание именно так. Мужчины должны делать грязную работу и все, что требует мышц, они также должны идти на работу и обеспечивать семью. Маленькие мальчики видят этот стереотип и следуют ему.

Другие гендерные стереотипы, касающиеся мужчин:

  • мужчины получают удовольствие от работы на автомобилях;
  • мужчины не могут быть в роли «медсестры», они бывают только врачами;
  • мужчины делают “грязную работу”, такую как строительство и механика, они не являются секретарями, учителями, или косметологами;
  • мужчины не делают работу по дому, и они не несут ответственность за уход за детьми;
  • мужчины играют в видео игры;
  • мужчины занимаются спортом;
  • мужчины любят отдых на природе, например походы, рыбалка;
  • мужчины несут ответственность за все;
  • мужья говорят своим женам, что делать;
  • мужчины ленивые и грязные;
  • мужчины хороши в математике;
  • мужчины именно те люди, которые работают в науке, технике и других технических областях;
  • мужчины не готовят и не шьют.

Вспомните своих знакомых и друзей обоих полов, и как много стереотипов относится к ним или к вам самим? Конечно, все эти стереотипы не относятся к каждому отдельному мужчине или женщине. Они превращаются в стереотипы, поскольку мы считаем их нормой, и ожидаем от каждого мужчины или женщины. Конечно, гендерные стереотипы меняются вместе с развитием общества, и в наше время уже никого не удивишь, когда женщина начинает свой собственный бизнес, в то время как мужчина сидит дома с детьми.

Профессиональные стереотипы

Стереотипы, так либо иначе связанные с трудовой деятельностью человека относят к профессиональным. Самые популярные среди них:

  1. Все программисты — тщедушные ботаники, обязательно в очках и с кривыми зубами. И да, каждый программист просто обязан прекрасно разбираться не только в математике, но и ремонте компьютеров.
  2. Все бухгалтеры — очень принципиальные и серьезные люди, умеющие складывать и перемножать в уме трехзначные числа
  3. Все политики продажны
  4. Все предприниматели бессовестные торгаши
  5. Все военные высокого роста
  6. Все продажники — обязательно сверхобщительные экстраверты
  7. Все юристы дотошные зануды, читающие и соблюдающие абсолютно все правила, даже технические инструкции к бытовым приборам
  8. Все художники и поэты — необязательные и неопрятные разгильдяи
  9. Все писатели — любят курить трубку и рассуждать о высоких материях

В общем, вы уже поняли, дальше продолжите сами.

Исконно русский вопрос

Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы — два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.

Драматизм внутриличностного противоречия — активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности — вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?

Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?

Естественно, что самый первый шаг — это осознание проблемы.
Второй — создание новой модели мира. Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.

И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг — принятие себя новой, на пока еще старой карте мира. Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире

Проявление гендерных стереотипов

К наиболее распространенным проявлениям гендерных стереотипов относят:

  • сексизм – предвзятое мнение о представителях определенного пола, которое сопровождается дискриминацией, определенной институциональной практикой, которая выражена тем, что представителям определенного гендера навязывают подчиненное положение;
  • фейсизм – тенденция выделять в разной степени лицо и тело в изображениях мужчин и женщин;
  • гендерная сегрегация – предпочтение разных видов деятельности и общения, разных друзей, социальных ролей, подчеркнутые гендерные различия, формирование пристрастного отношения к собственному гендеру и предубеждения к другому, возникновение гендерных конфликтов.

В стереотипном образе мужчине всегда отмечаются качества, связанные с деятельностью, активностью, властью и управлением. Женщинам, напротив, таких качеств не приписывают. Когнитивная сфера характеризуется мужской рациональностью и объективностью, противопоставляемыми женской внушаемости, чувствительности и легкой смене эмоциональных состояний.

Стереотипизируются и социальные роли мужчин и женщин. Маскулинность принято связывать с публичной сферой, с участием в жизни общества, а феминность – с приватной сферой семьи, дома, воспитания детей и быта. Мужчину воспринимают, в первую очередь, в качестве работников и добытчиков, а женщин – как матерей жен.

К причинам возникновения гендерных стереотипов относят социальные факторы, экономические и исторические. Наиболее распространенная теория говорит о том, что с усложнением хозяйственных процессов все большее значение приобретает грубая сила, характерная для мужчин. В первобытном обществе функции, выполняемые обоими полами, одинаково важны, то позже, с переходом к оседлому и культурному земледелию именно мужчины начали активно работать, выполняя наиболее сложные функции.

Гендерные стереотипы, затрагивающие закрепление семейных и профессиональных ролей, соответствующих тому или иному полу, относится к одному из наиболее распространенных стереотипов, которые предписывают стандартные модели ролевого поведения женщин и мужчин. В связи с этим, стереотипными главными социальными ролями для женщин считают семейную роль матери и хозяйки, а для мужчины – профессиональную роль добытчика, работника, кормильца. Мужчин обычно оценивают по профессиональным достижениям, а женщин – по наличию детей в семье и организации быта.

Народная мудрость гласит, что любая женщина стремится выйти замуж и родить детей, а любые другие интересы, которые могли бы у нее быть, вторичны относительно этих семейных ролей. Чтобы выполнить традиционную роль домашней хозяйки женщина должна быть чуткой, сострадательной и заботливой. Мужчина должен ориентироваться на достижения, а женщина – на людей, и стремиться должна к установлению близких межличностных взаимоотношений.

Наиболее распространенные гендерные стереотипы:

  • для мужчины главное – карьера;
  • для женщины главное – семья;
  • мужчина не имеет навыков воспитания детей;
  • мужчины – рациональные, а женщины – эмоциональные.

Иными словами, распределение гендерных ролей у современной молодежи близко к традиционному. Это можно объяснить семейным воспитанием, так как большинство населения живут в небольших городах, в которых еще сохранены патриархальные семейные устои, а также доминируют образы женщин и мужчин в российских средствах массовой информации.

При этом, большинство молодежи считает, что строгое соответствие традиционным гендерным стереотипам ограничено самореализацией и жизненным пространством личности. Молодые люди полагают, что гендерными стереотипами должны поддерживаться семейные ценности. Разрушают гендерные стереотипы окружающая действительность и средства массовой информации.

Что такое гендерные роли?

Есть такая шутка, что пол — это то, что у человека между ног, а гендер — что между ушами. Пол человека формируется ещё в утробе матери, а гендерная идентичность устанавливается в процессе воспитания и социализации

Оказывается, чтобы, по версии общества, быть «настоящей женщиной» или «настоящим мужчиной», недостаточно просто иметь соответствующие половые признаки – важно также обладать определённым набором личностных качеств и привычек, присущих твоей гендерной группе. Склонности, манеры и поведение, которых общество ожидает от «настоящих» мужчин и женщин, и называются гендерными ролями, которые, в свою очередь, диктуют нам набор стереотипов, считающихся в этом обществе сугубо женскими и сугубо мужскими

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector